Киев переживает самую тяжелую зиму: после массированных ударов РФ по энергообъектам тысячи людей остаются без тепла в лютые морозы. Система МВД берет на себя несвойственные функции, помогая столице выстоять. В эксклюзивном интервью РБК-Украина министр внутренних дел Игорь Клименко рассказал о колоссальной нагрузке на ГСЧС, трагических потерях среди верхолазов и объяснил, почему полиция увеличила присутствие на улицах на 30%. Читайте также: Полиция в Киеве перешла на усиленный режим: почему это важно
Главное:
Фото: Количество патрулей в Киеве выросло на 30% (Инфографика РБК-Украина)
Читайте также: Запас еды на 3-5 дней и наличные деньги: МВД дало советы украинцам из-за ЧС в энергетике
– Городская власть прилагает много усилий для ликвидации последствий, но не имеет достаточно ресурсов, чтобы взять ситуацию под контроль. Мэр Киева Виталий Кличко повторил свое предложение киевлянам уехать из города, у кого есть такая возможность. Насколько это целесообразно, по вашему мнению?
– Скажу, что это индивидуально – каждый решает как действовать, исходя из своих условий. Позиция мэра интересна. Конечно, гораздо проще сказать людям собрать вещи и уехать, а не подготовиться достаточно к чрезвычайной ситуации. Теперь многие вопросы закрываются именно силами системы МВД.
ГСЧС, полиция уже столько несвойственных функций на себя взяли, но выбора нет. Миллионы людей замерзают, нужно что-то делать, чтобы помочь. Вот и привлекаем все наши силы, открываем свои пункты обогрева и даже целые палаточные городки.
Фото: тысячи специалистов ежедневно работают для стабилизации ситуации (инфографика РБК-Украина)
Согласно нормативке, именно городская власть должна обеспечивать пункты обогрева чаем, одноразовой посудой, сахаром. Делается ли это? Не всегда. Выделить на это средства ГСЧС не имеем права, где-то договариваемся с международными партнерами, ищем возможности закрыть эту потребность. И это - самое малое, самое простое, что должны обеспечить.
Но все же оценку работы городской власти будут давать киевляне.
– Как бы вы сейчас оценили ситуацию с безопасностью в Киеве после последних массированных обстрелов?
– Сложная, требующая постоянного анализа и быстрого реагирования. Наши экстренные службы – ГСЧС, полиция – работают в усиленном режиме. Знаете, с началом полномасштабной войны все перешли на усиленный вариант несения службы.
Казалось, что уже некуда усиливать. К сожалению, враг своей жестокостью и геноцидными намерениями показал, что нужно аккумулировать все больше сил. И вот все задействованы максимально. Хотя и резервы все же сохраняем.
– В каких городах ситуация также сейчас сложная?
– Одесская, Харьковская, Сумская, Черниговская, Херсонская, Донецкая области тоже страдают. Враг там постоянно бьет по энергетике и другой "критичке".
Там вообще есть объекты в досягаемости ударов артиллерии, что часто подвергаются обстрелам.
– Достаточно ли оказалось служб и техники для ликвидации последствий ударов? Как именно структуры МВД – Нацполиция, ГСЧС и другие – задействованы для ликвидации последствий атак?
– По линии МВД – достаточно. ГСЧС делает сейчас нереальные вещи. Вновь созданные отряды верхолазов, инженеров, БПЛА и робототехники, саперные расчеты – все на местах ликвидации последствий российских ударов работают как единый механизм.
Уникальная подводная операция, которую выполнили водолазы ГСЧС.
Читайте также: Под водой в -15. Водолазы ГСЧС в экстремальных условиях провели подводную операцию на киевской ТЭЦ (видео)
К сожалению, есть потери среди личного состава. 25 января погиб верхолаз, который сорвался с 20-метровой высоты на энергообъекте, а 26-го - спасатель, который получил многочисленные травмы во время повторного удара российского дрона по столичной многоэтажке.
Спасатели поддерживают генераторами объекты критической, социальной, медицинской инфраструктуры, жилые многоэтажки. Кормят людей, оказывают психологическую поддержку – это надо отдельное интервью только на эту тему записывать.
Сейчас ГСЧС действительно является службой, с которой все западные коллеги берут пример. Они нуждаются в наших знаниях и навыках, полученных тяжелой практикой.
У полиции – свои функции. Прежде всего, безопасность людей. Если мы говорим конкретно о работе на местах российских обстрелов, то это - помощь в эвакуации пострадавших, оцепление места происшествия, иногда и разбор завалов.
Фото: система МВД берет на себя несвойственные функции, (инфографика РБК-Украина)
Документирование военных преступлений – это то, что позволит привлечь российскую армию к ответственности. Поэтому следователи и криминалисты очень тщательно работают над сбором и сохранением доказательной базы.
Конечно, патрулирование улиц, быстрое реагирование на вызовы, регулирование дорожного движения на критических перекрестках на время отключений светофоров. Охрана пунктов незламності и пунктов обогрева. Это все дополнительно к выполнению первоочередных функций - раскрытие и расследование преступлений.
– Какие объекты столицы сегодня находятся под усиленной охраной МВД?
– Первоначально это определенные объекты критической инфраструктуры, места ликвидации последствий российских ударов, пункты несокрушимости и обогрева. Все объекты, которые имеют важное значение для безопасности людей.
– Увеличилось ли количество патрулей Нацполиции в городе?
– Да, примерно на 30%. Сейчас ежесуточно на службу заступают более 1200 полицейских в составе более 450 патрулей. Полицейские имеют громкоговорители и дополнительно во время патрулирования объявляют людям о возможности согреться в пунктах незламності или же сообщают о воздушной тревоге.
Читайте также: В Украине введено ЧП в энергетике: что это такое, и какие новые правила для украинцев
– Сколько пунктов незламності сейчас реально работают в Киеве и чем они отличаются от пунктов обогрева ГСЧС? Достаточно ли их для такого большого города?
– Пункты незламності разворачивают, в основном, местные администрации. Они могут быть как стационарные, так и мобильные. Например, как пункты незламності работают и наши подразделения полиции и ГСЧС: райуправления, пожарные части и тому подобное. Таких в Киеве 54. Также бизнес сейчас тоже может выполнять функции пунктов несокрушимости.
Главное – соответствовать критериям:
Пункты обогрева ГСЧС появились как реакция на увеличение жалоб от жителей. Когда линия 112 заработала на прием звонков об отсутствии электро-, тепло- и водоснабжения в домах, мы увидели, где нужно приблизить пункты к людям.
Анализируя полученные данные, во дворах многоэтажек, где самая тяжелая ситуация, начали появляться пневмокаркасные палатки, чтобы быть ближе к людям, которым нужна помощь.
– В Киеве разворачивают пункты с кроватями, как долго там могут быть люди, есть ли резерв, если таких кроватей понадобится больше, могут ли куда-то расселить людей, которые не имеют тепла (школы, общежития). И что должно быть в пункте обогрева: еда, вода, связь? Должен ли там быть интернет?
– Пункты обогрева с кроватями – это вы, наверное, о палаточных городках говорите. В эти выходные на Троещине развернули. Да, там кровати. Но они предназначены для людей, которым нужна домедицинская помощь и по другим медицинским показаниям.
В пунктах обогрева есть доступ к Интернету, тепло, вода и горячий чай. Расселение людей – вопрос к городским властям. Вот что-что, а это совсем не компетенция МВД. Не хотел бы снова возвращаться к оценке действий мэрии. Эту оценку должны дать люди.
Читайте также: В Киеве разворачивают дополнительные пункты несокрушимости, есть и с кроватями
– Фиксирует ли МВД злоупотребления со стороны бизнеса, в частности использование пунктов обогрева как формального основания для работы 24/7?
– Нет, таких случаев не было.
– Обеспечены ли пункты незламності генераторами, теплом и стабильной связью?
– Те, пункты, за которые отвечает система МВД - да. Полностью.
– Зафиксировали ли правоохранители изменения после ослабления комендантского часа - в частности, увеличение количества людей и транспорта ночью? Возросло ли количество преступлений?
– Увеличение количества людей на улицах - да. Количество преступлений не возросло. Потому что гибкость комендантского часа компенсируется увеличением количества полицейских патрулей на улицах.
Фото: из-за гибкого комендантского часа количество преступлений не выросло (инфографика РБК-Украина)
– Есть ли смысл в дальнейшем сохранении комендантского часа без четко определенной ответственности за его нарушение?
– Это вопрос к Совету обороны города. От себя могу сказать, что привлекать на постоянной основе такое количество личного состава будет трудно.
Это же полицейских снимают с других задач, привлекают из других регионов. Временно можно перекрывать, но на постоянной основе могут возникнуть сбои в других службах, ослабнут наши возможности в других областях. А этого нельзя допустить.
Читайте также: Комендантский час в Украине ослабили: новые правила из-за ЧП в энергетике
– Насколько, по оценкам МВД, киевляне сегодня готовы к чрезвычайным ситуациям?
– Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Кто-то изучил матчасть, как говорится, а кто-то надеялся, что местные власти ко всему подготовились. Понимаю недовольство людей, когда они перекрывают улицы, требуют вернуть свет и тепло в дома. Но если их нет в сетях, как их запустить в квартиры?
Фото: Игорь Клименко говорит, что понимает недовольство людей, но света нет в сетях (инфографика РБК-Украина)
Россия не только уничтожает нормальные условия нашей жизни. Она еще ихочет людей стравливать друг с другом. Тысячи специалистов днем и ночью работают в мороз, которого мы давно не чувствовали, чтобы сделать чудо. нам надо поддерживать друг друга. Особенно в такое сложное время.
– Какую роль сейчас играет МВД в процессе мобилизации? Во время усиленных обстрелов за последние недели этот вопрос стал менее приоритетным, учитывая вызовы безопасности?
– Оборонный потенциал государства во время войны не может потерять приоритетность. Это полностью параллельные направления работы. Полиция продолжает выполнять свои функции в составе групп оповещения. Нашим защитникам нужна помощь, нужно пополнение. Это вопрос существования страны.
Игорь Клименко отметил, что это индивидуальное решение каждого, однако подчеркнул: позиция МВД заключается в том, чтобы максимально готовить город к чрезвычайным ситуациям, а не просто предлагать людям уехать.
Количество полицейских патрулей в столице увеличено на 30%. Они обеспечивают порядок, регулируют движение на развязках без светофоров и помогают людям найти ближайшие пункты обогрева.
Пункты ГСЧС часто являются мобильными, которые разворачивают непосредственно во дворах многоэтажек, где ситуация с теплом и светом самая критическая.
Несмотря на увеличение количества людей и транспорта ночью, всплеска преступности не зафиксировано.
Такие городки разворачивают в районах с наиболее сложной ситуацией (например, недавно на Троещине). Однако кровати там предназначены прежде всего для людей, нуждающихся в домедицинской помощи или имеющих особые медицинские показатели.