Решение Евросовета по выделению Украине “репарационного кредита” отложено до 18 декабря. Однако до сих пор нет ясности, может ли быть принято это решение до конца текущего года. Почему кредит ЕС важен для Украины и что ждет страну без него, в материале специального корреспондента РБК-Украина Юрия Дощатова.
Главное:
Необходимость внешнего финансирования для Украины в следующем году составляет до 45 млрд долларов. Эти деньги планируется получить за счет международной поддержки стран-партнеров, МВФ и Европейского союза.
ЕС с конца 2024 года уже передал Украине 35 млрд евро процентов от замороженных российских активов по программе ERA. Следующий шаг - использование самих активов. Для этого в прошлом году был разработан механизм "репарационного кредита". Речь идет о займе на сумму около 140 млрд евро под залог замороженных российских средств.
Для обороны в следующем году Украине будет нужно до 120 миллиардов, и лишь половину можно будет покрыть за счет внутренних поступлений.
Иными словами, вопрос внешней помощи в следующем году будет еще более актуальным, чем в текущем. Но на сегодняшний день уверенности, что эта помощь может поступать еще нет.
"До апреля будет сложно, а потом… будет репарационный кредит". Именно так в начале ноября прокомментировал перспективу получения европейской поддержки Украины за счет замороженных российских активов один из высокопоставленных представителей правительства Украины.
Для того чтобы кредит был получен в ожидаемый срок, то есть в апреле, решение в ЕС должны принять до конца текущего года.
Надежда на такой сценарий в Украине пока сохраняется. "До конца года ожидаем решение ЕС о “репарационном кредите”. Сейчас Украина работает (с ЕС - ред) над финансовыми механизмами использования средств", – заявила на днях заместитель главы ОП Ирина Мудра.
Однако в самом ЕС оптимизма по этому еще недостаточно. Поэтому там уже рассматривают альтернативные варианты. И это при том, что еще месяц назад кредит под залог замороженных российских активов - так называемый "репарационный кредит", был практически единственным инструментом финансовой поддержки Украины на ближайшие два года.
Средства кредита хотят использовать в 2026-2027 годах на военные нужды Украины, в том числе на закупку вооружения, и на покрытие расходов госбюджета.
В общем, по информации источников РБК-Украина в правительстве, Украина в 2026 году рассчитывает на 100 млрд евро из этого кредита. Около трети суммы хотят направить в бюджет. Остальное - на военные расходы, в том числе на закупку ЗРК "Patriot". Если принятие решения затянется, то это напрямую отразится на боеспособности украинской армии.
Решение о “репарационном кредите” для Украины Евросовет планировал принять 23 октября. Но рассмотрение вопроса отложили из-за того, что Бельгия, где в депозитарии Euroclear хранятся российские средства, отказалась поддержать выделение кредита. И менять свою позицию она пока не хочет.
Бельгия боится, что если вдруг ситуация сложится так, что Россия потребует вернуть средства, ей одной придется “отдуваться” за решение ЕС. Она хочет разделить ответственность между всеми членами объединения.
Следующее заседание Евросовета, где повторно хотят поднять вопрос о выделении кредита, пройдет 18 декабря. Надежды на позитивное решение пока есть, но они практически не аргументированы и звучат на уровне политических заявлений.
К примеру, премьер Польши Дональд Туск заявил, что дискуссию по кредиту надо закончить как можно скорее. “Европейский совет состоится в декабре, и это должен быть окончательный срок принятия решения: да или нет. И нам также не следует играть эмоциями, потому что Украина не выиграет эту войну или не защитит себя от России без финансовой поддержки”, - отметил премьер Польши.
Источники РБК-Украина в европейских структурах тоже говорят о вероятности принятия решения 18 декабря. Практически все члены ЕС, за исключением Венгрии, отметил собеседник, признают важность помощи Украине, поскольку это в перспективе может отразиться на всей Европе.
Вместе с тем, для подстраховки в ЕС рассматривают альтернативные варианты. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже озвучила два из них.
Первый - поддержка Украины грантами и кредитами от отдельных членов ЕС.
Второй - предоставление помощи за счет заимствований ЕС на финансовых рынках. То есть, ЕС может взять кредит специально для Украины.
"Учитывая срочность ситуации, различную сложность вариантов и необходимость начать выплаты ко второму кварталу 2026 года, любой из предложенных вариантов может быть как переходный и временный", — отметила глава ЕК.
Принципиально против кредита остается Венгрия. Премьер Виктор Орбан уже заявил, что не поддержит никакого решения до того, как Украина согласится на условия “мирного плана” Дональда Трампа.
Не добавляет шансов для договоренности по кредиту и предложения по мирному плану от США, которые Киев и Вашингтон обсуждают с 24 ноября.
Во-первых, сам факт начала переговоров по этой теме вызывает вопрос, не изменится ли сумма, необходимая для Украины, если цель будет достигнута и в скором времени боевые действия прекратятся?
Пока в Украине говорят что даже если будет достигнут мир, расходы не уменьшатся. "Если война прекратится, нам понадобится не намного меньшая сумма, чтобы просто пополнить наши запасы. Просто, чтобы поддерживать нашу армию в надлежащем состоянии в случае вторичной агрессии со стороны России", — заявил министр обороны Украины Денис Шмыгаль.
Кроме того, если ситуация мира в какой-то форме будет достигнута, то нужно иметь в виду, что в отношении РФ могут ослабить или вообще снять некоторые санкции. Нельзя исключать, что отмена коснется и заморозки активов.
Во-вторых, в самом плане п.14 предусматривает, что 100 млрд долларов замороженных активов РФ пойдут на восстановление Украины под руководством США, и 50% прибыли от этих инвестиций будут направляться США. Европа должна будет добавить еще 100 млрд долларов. “Замороженные средства РФ разблокируют, остальные активы направляются в совместный американо-российский фонд для отдельных проектов”, - говорилось в первоначальной редакции плана.
После переговоров украинской делегации с представителями США 24 ноября план откорректировали и часть пунктов из него изъяли. По информации Bloomberg, среди исключенных и п.14, касающийся росактивов.
Исключен это пункт окончательно или он может быть возвращен в документ после его доработки, пока официально никто не подтвердил.
По информации источников издания, вопрос использования замороженных российских средств будет дополнительно обсуждаться с ЕС в контексте выделения “репарационного кредита”.
В ЕС уже заявили, что тема кредита стала более актуальной на фоне инициативы США о завершении войны. Чиновники ЕС выразили оптимизм в связи с тем, что пункт о выделении 100 млрд долларов из активов под проекты, контролируемые США, был исключен из документа.
Новая программа с МВФ и “репарационный кредит” напрямую не связаны. Однако взаимозависимость все-таки есть.
Эта новая программа расширенного финансирования (EFF) для Украины уже согласована, и предусматривает выделение 8,1 млрд долларов на 4 года. Она рассчитывалась исходя из финансовых потребностей Украины уже с учетом “репарационного кредита”.
“МВФ на данном этапе предполагает, что кредит будет одобрен и начнет выделяться с апреля. Работа миссии Фонда В Киеве на прошлой неделе , подтвердила такие ожидания”, — сказал РБК-Украина источник, встречавшийся с экспертами МВФ.
В сообщении Фонда по итогу переговоров с Украиной МВФ подтверждает зависимость утверждения программы советом директоров лишь после ясности по вопросу “репарационного кредита”.
“Новая программа может быть представлена на утверждение Совету директоров МВФ после завершения предварительных действий (вероятно речь о принятии госбюджета на 2026 год - ред) и при условии получения достаточных гарантий финансирования от доноров”, - отметили в МВФ.То есть, если гарантий кредита не будет, то не будет и согласованной программы с МВФ, или она будет как-то корректироваться. Но как отметил собеседник РБК-Украина, МВФ сейчас общается на своем уровне со странами-членами ЕС для достижения позитивного решения по кредиту.
В октябре анонсировался визит в Киев главы МВФ Кристалины Георгиевой. Ожидалось, что он состоится в период работы в Киеве миссии Фонда - источники РБК-Украина даже называли ожидаемую дату - 18 ноября. Однако визит до сих пор не согласован.
Глава МВФ Кристалина Георгиева (фото: GettyImages)
Собеседник издания, знакомый с переговорами Украины с кредиторами сказал, что визит Георгиевой пока не состоялся именно из-за отсутствия решения вопроса о выделении “репарационного кредита”.
“Эти два события связаны. И сейчас и в МВФ и в ЕС все понимают, что без этих двух кредитов в Украине будет тяжелая финансовая ситуация”, — сказал собеседник.
Чтоб обеспечить все оборонные и социальные расходы Украине в первом квартале нужно будет 12 млрд долларов. Финансирование по программе ERA (проценты от замороженных активов) практически исчерпана - последний транш на 4,1 млрд евро получен в ноябре. Для финансирования по программе Ukraine Facility Рада должна принять еще ряд законов, но до конца года депутаты вряд ли успеют это сделать.
Частично потребности бюджета, так называемый, кассовый разрыв, можно будет покрыть за счет остатков средств с текущего года и переноса финансирования со второго и следующих кварталов 2026 года на первый. Так считают финансовые аналитики группы ICU.
“В первые месяцы следующего года можно будет использовать часть внешней помощи, которая поступит в этом году, но не будет израсходована полностью. Также в 2026 году уже запланированы поступления – без учета репарационного кредита – составляют около 20 млрд дол. Поэтому, скорее всего, правительство будет дискутировать с нашими партнерами о том, чтобы поступление этих уже запланированных средств в большей степени смещалось на первый квартал”, - говорится в комментарии ICU для РБК-Украина.
Таким образом, аналитики считают, что с большой вероятностью у Минфина не будет проблем, связанных с ликвидностью как минимум до апреля-мая. “За это время должна окончательно решиться судьба репарационного кредита, или ЕС предложит альтернативные пути бюджетного финансирования”, - отметили в ICU.
Так же считает и глава аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий. Но при этом он отмечает, что основная проблема может быть не столько с финансированием социального блока, сколько с обеспечением военных расходов.
“Бюджет с дырой в 42 млрд долларов (необходимость во внешнем финансировании - ред.) сверстан с планом расходов на оборону и безопасность на скромные 61 млрд долларов. А заявленная потребность таких расходов на следующий год – 120 млрд. То есть, у нас дыра 42+59 = 101 млрд долларов. Возможно, учитывая оптимизацию доходов/расходов, это может быть немного меньше - 90 млрд”, — отметил эксперт. Но все равно, сумма огромна, и без соответствующих внешних, причем регулярных поступлений, покрыть необходимые расходы будет невозможно.
Альтернативные варианты, которые называют в ЕС, Паращий считает не системным и не долгосрочным решением проблемы. Впрочем, такую же оценку им дают и представители Евросоюза.
Так что, на сегодняшний день полноценной замены “репарационному” кредиту для Украины практически нет. И для того, чтоб обеспечить и бюджетную и, в первую очередь, военную поддержку Украины, Евросоюзу необходимо искать возможности договориться внутри объединения.
Источники издания в правительстве, в международных финансовых организациях и в ЕС говорят, что шансы решить проблему есть. “Я думаю, в декабре точно что-то будет”, — сказал один из собеседников издания, отметив, что имеет в виду, именно решение по выделению “репарационного кредита”.