Почему ЕС пока не выделяет Украине репарационный кредит и насколько это критично
Глава Евросовета Антониу Кошта и президент Украины Владимир Зеленский (фото: пресс-служба ЕС)
Принятие решение о "репарационном кредите" Украине под залог российских активов, замороженных в Европе, затягивается. Насколько это критично для воюющей страны и есть ли альтернатива для покрытия бюджетных расходов – читайте в материале спецкора РБК-Украина Юрия Дощатова.
В Европейском Союзе отложили принятие решения о выделении Украине "репарационного кредита" на 140 млрд евро под залог замороженных активов России. На заседании Евросовета 23 октября этот вопрос перенесли на декабрьскую встречу лидеров стран-членов ЕС.
Причиной стал отказ Бельгии поддержать кредитование Украины за счет замороженных активов Центробанка РФ, большая часть которых находится на ее территории – в депозитарии Euroclear Bank.
Идея так называемого "репарационного кредита" для Украины стала предметом серьёзных обсуждений внутри Еврокомиссии и среди лидеров ЕС во второй половине 2025 года. Такой вариант был предложен главой ЕК Урсулой фон дер Ляйен.
140 млрд евро, которые сможет получить Украина, будут обеспечены замороженными активами России. Погашению они будут подлежать лишь при выплате Россией репараций.
Бельгия не удивила
Позиция Бельгии не была неожиданной. Брюссель еще в начале октября заявил, что не даст своего согласия без юридических гарантий и полного распределения рисков между всеми странами ЕС.
Накануне заседания Евросовета премьер-министр Бельгии Барт де Вевер заявил, что ему нужна полная правовая ясность и солидарная ответственность со стороны других членов ЕС, прежде чем действовать, сообщила FT.
"Правовая основа – не роскошь", – сказал де Вевер. "Если мы хотим передать их (активы - ред.) Украине, нам придётся сделать это сообща. В противном случае ответные действия России могут ударить только по Бельгии. Мы — маленькая страна, и ответные меры могут быть очень жёсткими. Они могут конфисковать любые деньги западных банков в России, конфисковать европейские компании в России", – сказал премьер Бельгии.
Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер (фото: пресс-служба Евросоюза)
Глава Еврокомиссии пыталась возражать бельгийскому министру. "Мы не конфискуем активы, а забираем остатки денежных средств в качестве кредита для Украины. Украина должна вернуть этот кредит, если Россия выплатит репарации", – сказала она.
Однако де Вевер настаивал на подробном и детальном изучении вопроса. "Я пока даже не видел правового обоснования этого решения", – заявил он.
Замороженные активы уже работают на Украину
Кроме репарационного кредита, Украина уже пользуется кредитом по инициативе ERA Loans. Это 50 млрд долларов (45 млрд евро), выделяемые за счет будущих доходов от замороженных активов.
"Решение об ERA было принято в прошлом году. В ответ на наши требования передать российские активы Украины, лидеры G7 и ЕС договорились создать механизм, по которому Украине предоставился кредит в 50 млрд долларов, а его погашение осуществляется за счет будущих доходов от замороженных активов", – отметила в комментарии РБК-Украина заместитель главы ОП Ирина Мудра.
Средства этого кредита уже направляются на восстановление и оборону Украины. Только в 2025 году 6 млрд евро по линии ERA loans планируют направить на сектор нацбезопасности и обороны.
Сейчас Украина работает над тем, чтоб повысить доходность замороженных активов.
"В настоящее время эти ресурсы лежат в низкодоходных краткосрочных депозитах (около 1% годовых), но есть все возможности инвестировать их долгосрочно по более высоким ставкам (до 7%). Как признают европейские источники, перевод средств из Euroclear в специальные долгосрочные облигации позволит "инвестировать по лучшим ставкам". Наша цель – поднять эффективную доходность замороженных активов с нынешних 3 млрд долларов до около 20 млрд долларов годовых, чтобы каждый доллар работал на Украину", – заявила Мудра в комментарии изданию.
Что же касается "репарационного кредита", то его планируют использовать уже для бюджета следующего года. Доступным кредит может стать с апреля 2026 года. Но это в случае, если серьезных задержек с его согласованием не будет.
На какие конкретно цели пойдут деньги, пока не решено. На военные нужды Киев хочет направить 100 млрд долларов. Но без политического решения говорить о статьях использования средств рано, отмечают собеседники издания, знакомые с ходом переговоров о предоставлении кредита.
"Пока европейцы не договорятся внутри Евросоюза, об этом рано говорить. У них свое видение по этому вопросу. На какие нужды направлять средства, будет решаться на отдельных переговорах", – сказал собеседник издания из правительства.
За средства этого кредита планируется закупать вооружения. Франция, Германия и Италия, которые поддерживают решение о финансировании Украины под залог замороженных активов, предлагают сделать так, чтобы как можно больше денег из суммы кредита возвращалось в оборонную промышленность самого Европейского Союза, а не уходило за океан.
Пока предоставление кредита Украине поддерживают большинство членов ЕС. Категорически против только Бельгия.
Катастрофа или просто рабочий процесс
Собеседники издания, как в Украине, так и в ЕС, отмечают что ситуация с процессом подготовки решения о "репарационном кредите" не самая радостная, однако катастрофы не видят.
"Это процесс. Конечно, эта задержка не радует, но это не трагедия", – сказал в комментарии РБК-Украина представитель финансового блока в украинской власти. "Этот кредит – вопрос выживания. Но будем верить в лучшее", – отметил его коллега.
В Евросоюзе пока также не видят поводов для серьезного беспокойства. По мнению одного из западных дипломатов, позитивные подвижки по кредиту могут начаться и до декабря, когда он должен повторно обсуждаться на Европейском совете.
Еще один фактор – изменение процедуры, согласно которой решение о заморозке средств, среди прочих санкций, должно в ручном режиме продляться каждые полгода. В случае, если санкции по каким-либо причинам продлены не будут, Россия сможет выставить Бельгии финансовые претензии. То есть, потребовать назад замороженные средства. Бессрочная же заморозка активов снизит такие опасения и даст членам ЕС импульс для поддержки кредитования под залог активов РФ.
"Репарационный кредит" и макрофинансовая стабильность
Если решение о "репарационном кредите" будет принято, то Украина фактически получит гарантии, что ее фискальные потребности будут полностью удовлетворены даже в случае затягивания войны. Так считают эксперты аналитической группы ICU. Кроме того, НБУ сможет полностью контролировать валютный рынок и обменный курс еще несколько лет.
Заседание Евросовета 23 октября (фото: пресс-служба ЕС)
"Обратная сторона кредита состоит в том, что российские активы планировалось использовать для финансирования восстановления Украины после войны. Однако отсутствие альтернативных источников фондирования сегодня не оставляет другого выбора для Украины и ЕС, кроме как начать использование российских средств", – говорится в комментарии ICU, переданном РБК-Украина.
Также Нацбанк может активнее снижать учетную ставку, что положительно отразится на экономическом развитии. "По нашим ожиданиям учетная ставка в конце текущего года составит 14.5% (сейчас 15,5% - ред.). В следующем году снижение ставки может быть более существенным, если репарационный кредит для Украины будет утвержден", – говорится в комментарии ICU.
Таким образом, переоценить важность "репарационного кредита" который полностью может быть использован для нужд бюджета, практически невозможно. В начале октября глава бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа назвала его планом "А" для выживания Украины. К сожалению альтернативного плана "Б" для Украины пока нет.
При подготовке материала были использованы публикации Financial Times, Associated Press, комментарии украинских чиновников и источников РБК-Украины в Украине и ЕС, комментарий аналитической группы ICU.