Когда на Троещине вернут тепло и придется ли рыть ямы: интервью с Максимом Бахматовым
Фото: Максим Бахматов рассказал о ситуации на Троещине (РБК-Украина)
Восстановить отопление на Троещине до конца сезона может не удаться, а жителям района советуют готовиться к "сложным гигиеническим условиям" и морозам до -20.
О реальном состоянии ТЭЦ-6 и альтернативных планах выживания РБК-Украина расспросило главу Деснянской РГА Максима Бахматова.
Главное:
- Отсутствие прогнозов: Никто не знает, когда на Троещине восстановят тепло; ТЭЦ-6 – закрытый режимный объект.
- Проблема канализации: При -20 внутридомовые сети могут замерзнуть. Альтернатива – уличные туалеты-ямы.
- Мобильные котельные: Обогреть ими огромный район невозможно, мощностей хватит лишь на отдельные подъезды.
- ТРЦ как пункты спасения: SkyMall и "Район" готовы принимать людей, но нужно решение правительства для круглосуточной работы.
- Подготовка к октябрю 2026 года: Бахматов призывает уже сейчас строить альтернативную энергетику.
Читайте также: Если замерзнет канализация: на Троещине в Киеве готовятся рыть уличные туалеты

Фото: сроков возобновления отопления на Троещине нет (инфографика РБК-Украина)
– Существуют ли вообще какие-то сроки, прогнозы, реалистичные по возобновлению света и тепла на Троещине?
- Из-за того, что у нас нет тепла, нам дали немножко больше света, чем сейчас есть по Киеву. Потому что, когда нет отопления, люди начинают греться, чем попало. Вот мы сейчас греем, чем попало.
У нас условно 7, 9, 10 градусов в одной комнате у кого-то может быть. Это катастрофа, но на сегодняшний день наша реальность. ТЭЦ-6 – режимный объект, на который никого не пускают, даже полицию.
– Просто среди жителей, мы видим это по сетям, мы сегодня общались с людьми, также говорят, что такие слухи ходят, что им вроде бы сказали, что до конца отопительного сезона, в принципе, можно не ожидать.
- Ну давайте я сразу развалю эту версию. На Лесном массиве мы запустили дома, это примерно 20% Деснянского района, через другие средства – коннекторы и так далее, но тем не менее Лесной более-менее с теплом.
Троещина – нет, но когда оно произойдет, не знаю. Возможно, это произойдет в этом сезоне. Но уже вам забрасываю важную удочку. Я бы спросил у Кличко, как мы будем готовиться к следующему отопительному сезону, который наступит в этом году.
Если мы сейчас не построим разветвленную систему чего-то, где-то, как и так далее, мы что, думаем, что у Путина ракеты закончатся или дроны? И мы будем снова сидеть в такой защитной позиции и не делать альтернативу?
Мы сейчас 4 года просидели так, в боксе, знаете, если ты от защиты работаешь, тебе точно попадут. Вот нам попали. 4 года били-били, попали. Что мы делали за четыре года?
Читайте также: На Троещине - больше всего. Сколько домов в Киеве остаются без тепла
– То есть, я так понимаю, что технически возможно, все-таки, эту ситуацию решить, консервация не будет нужна?
– Смотрите, технически я не знаю, что с ТЭЦ. Никто не знает, что с ТЭЦ. Для того, чтобы бороться с врагом, у вас должна быть альтернатива. У вас должно быть 200 мегаватт альтернативной энергетики или тепла ... Как сделал Житомир, который на соломе построил ТЭЦ, и она дает энергию для 40% Житомира. Почему областной центр может себе позволить ТЭЦ на соломе, а я не могу?
– Сейчас Троещина полностью изолирована от энергосистемы?
– Да, ТЭЦ-6 построили как более эффективную, крутую, мегасовременную. Она очень крутая, она реально самая новая в Киеве, она реально самая крутая в Киеве. Но она одна! Все, пара-пара-пам.
– А насчет мобильных котельных, Свириденко об этом писала, что в некоторых районах дома можно подключать к мобильным генераторам, мобильным котельным...
– Давайте я сейчас еще остановлю это "словоблудие". Я вам объясню, что происходит. Есть комнатка. Вы комнатку можете надуть дуйчиком один киловатт. Десять метров. Есть 150 квадратных километров Деснянского района. Это половина Мальдив.
Половина – это страна, Лихтенштейн. Семь миллионов квадратных метров. Примерно 800 домов, три тысячи подъездов. Мобильными котельными нагреть это невозможно. Если не разобраться, где есть газ, возможно, он где-то поможет.

Фото: мобильными котельными нагреть Троещину невозможно (инфографика РБК-Украина)
Условно, есть персональные тепловые пункты. На подъезд можно поставить котел, условно, 400 кВт на газу. Я условно говорю, не знаю, насколько это возможно. Он будет в один подъезд в замкнутом контуре маслать, как в квартирах. У вас может быть в квартире газовый котел, небольшой, и он будет одну квартирку обогревать, как в Европе. Вся Европа держится на персональном обогреве.
Наша задача была разобраться в 2022 году, что у нас может произойти. Оно произошло. И теперь мы должны быстро бежать до 1 октября 2026 года, чтобы не профукать следующий отопительный сезон. Понимая, что ТЭЦ-6 никуда не денется, а Путин уже знает, где она находится, и ему весело и интересно по ней бить. Доклад закончен.
– Какое количество домов, в которых сейчас повреждены все внутридомовые сети из-за обстрелов?
– Сети не повреждены. Просто в них нет отопления. Мы слили уже 4 раза все отопление со всех домов в минус 15. Опять это заполнили, опять сливали, опять и опять. Сейчас будем, если будет все окей, снова заполнять. Сети не повреждены.

Фото: Максим Бахматов отмечает, что сети в домах не повреждены (инфографика РБК-Украина)
Читайте также: В Киеве временно ограничили подачу горячей воды ради восстановления тепла
– Мы видели, что взрывались трубы.
– Это не в нашем районе. Это в Голосовском районе. У нас этого почти не было. Ключевая проблема – это нагреть гигантское количество воды и пустить это в гигантское кольцо.
– Вы говорили о катастрофической ситуации с канализацией...
– А оно уже произошло, в Голосеево уже рвутся трубы. Там есть несколько домов, где все позамерзало. И то, что я сказал, что возможно надо рыть ямы, я объясню.
Кличко говорит, что надо выезжать из Киева. Я считаю, что надо оставаться, рыть ямы и держать оборону, несмотря ни на что. Потому что враг хочет, чтобы мы выехали из Киева. Это неприятно рыть ямы, это унизительно, это катастрофа, в столице это невозможно. Но это уже произошло. И надо выживать, как мы можем. Биотуалеты ставить, ямы, кулечки, наполнитель для котов, все что угодно. Но надо бороться.

Фото: Максим Бахматов говорит, что надо оставаться в Киеве и держать оборону (инфографика РБК-Украина)
– А существует может какой-то альтернативный план, чтобы не было замерзания канализационной системы? Потому что даже дали свет, но мы же понимаем, что для того, чтобы восстановить все эти системы, чтобы они функционировали, нужно время. Если сейчас еще будет обстрел...
– Поэтому я сказал, что мы готовы рыть ямы.
– Это единственная альтернатива?
– Как ты обогреешь сотни километров канализационных труб в домах. Говорят, что канализация работать будет от дома и дальше. А все, что в доме, если нет отопления, будет минус 20 с пятницы. Что делать?
– Вы реально думаете рыть ямы?
– Ко мне придет 300 тысяч человек. Что я им скажу? Слушайте, идите на улицу, правильно? Во что превратится район? Я хотя бы направлю этот поток хоть как-то.
– То есть это уже утвержденное решение?
– Нет решения, плана нет. Нет никаких действий, нет никакой помощи. Я взял инициативу на себя и несу за это ответственность. Я понимаю, что это дико, это неправильно, это невозможно, это не по-европейски.
– А если биотуалеты?
– Прекрасно, у нас 150 тысяч квартир, значит 150 тысяч унитазиков, значит сколько биотуалетов надо ставить? 150 тысяч? 100 тысяч? 50 тысяч?
– Может хотя бы 10-20 на дом.
– Ну вот 10-20 на дом, 700 домов, 7000 туалетиков. У нас столько нет. И надо это же обслуживать, привезти, завезти и так далее. Это не экологично, это некрасиво, но большая яма сверху, с возможностью прикрыться и отработать неделю, пока не разморозится, да, это унизительно, но это будет работать. Потому что большую яму, как траншею, мы выроем за полдня.
– А как это технически?
– Приезжает экскаватор, роет такую яму, накрывается досками, как сельский туалет.
– Что касается палаточного городка...
– Благодаря премьер-министру мы получили прямую помощь с генераторами, палаточными городками, два больших, 20 палаток стоит, и возможность обогреваться здесь и сейчас. 2000 человек пользуются ими ежедневно. Плюс есть наша школа для обогрева. И в целом мы понимаем, что мы более-менее готовы к минусам.
Когда у людей дома, условно, в одной комнате плюс 10, плюс 8, им комфортнее все же быть дома, чем идти, условно, в палатку обогрева или куда-то еще. Поэтому мы благодарим премьера, что она помогла с палатками и со светом, которого чуть больше у нас, чем у Киева в целом.
– А какая их реальная вместимость?
- Мы понимаем, что мы сохраним жизнь детям, мамам, пенсионерам. Это примерно 80-100 тысяч человек. И городки, и школы, и садики – все вместе поможет.
– Рассматриваете ли вы возможность использования крупных ТРЦ района, например, "Район" или SkyMall, как пунктов длительного пребывания?
– Да, они уже работают, как пункты обогрева с 8 до 8. Если будет круглосуточно, то надо отдельное решение правительства. Потому что надо охрана, надо дополнительное энергообеспечение, соляра, остальное. Плюс надо сохранение ценностей.
Условная Zara может не захотеть, чтобы внутрь кто-то заходил. Но если будет надо, то надо будет разобраться и с Zara. Мы готовы, все проговорено, все понимают. Мы уже все сделали, все письма уже написали, уже все сделали.
– Рассматривается ли как альтернатива эвакуация в другие районы Киева?
– А почему вы решили, что в других районах Киева не будет так же, как на Троещине? Считайте, что мы сейчас тестируем состояние в Киеве на Троещине? Потому что есть еще две-три ТЭЦ, которые так же, я не уверен, что они очень мега-супер обеспечены и выносливы. Соответственно, пара-пара-пам.
– А если есть люди, у которых жилье просто станет непригодным, что для них?
– Непригодным жилье станет, когда поразрываются трубы. Мы это сохранили. Жилье пригодно. Могут поразрываться системы канализации внизу, их возможно заменить. Ключевая история, что в течение этих морозов будут гигиенические особенности, назовем это так. А дальше все, город сохранен, все сохранено.
А что с октября, как мы отапливаем? Здесь и вопрос к Виталию Владимировичу Кличко, который владеет через общину города всеми коммунальными предприятиями, в том числе ТЭЦ-6.
Читайте также: "Миллионы людей замерзают, нужно что-то делать": глава МВД Игорь Клименко о ситуации в Киеве
Вопрос – ответ (FAQ):
- Правда ли, что тепла на Троещине не будет до конца зимы?
Официальных сроков восстановления ТЭЦ-6 нет. Сейчас тепло подано только на Лесной массив (около 20% района). Для самой Троещины существует риск остаться без центрального отопления до завершения сезона.
- Почему нельзя просто поставить мобильные котельные в каждый двор?
Из-за огромных масштабов района (800 домов и 7 млн кв. м жилья) мобильные котельные не способны прогреть систему. Их можно использовать только для персональных тепловых пунктов в отдельных подъездах.
- Что делать, если замерзнет канализация в доме?
Если температура в подъездах упадет до -20°C, сети могут выйти из строя. Как крайняя мера, глава РГА предлагает обустраивать уличные уборные (ямы-траншеи) возле домов, чтобы избежать экологической катастрофы внутри высоток.
- Можно ли будет переждать морозы в ТРЦ?
ТРЦ SkyMall и "Район" уже работают как пункты обогрева. Рассматривается возможность их перехода на круглосуточный режим, однако для этого требуется отдельное решение правительства по охране и энергообеспечению.