Крупнейшая в Европе Запорожская атомная электростанция уже две недели остается без связи с украинской энергосистемой. Все это время станция работает на дизель-генераторах, что является аварийным режимом работы. Куда смотрит МАГАТЭ и возможна ли ядерная катастрофа - в материале РБК-Украина.
Почему ЗАЭС в очередной раз оказалась без внешнего электропитания?
На сколько времени может хватить дизель-генераторов?
Возможен ли сценарий "Фукусимы"?
Что россияне планируют делать дальше?
Почему МАГАТЭ занимает слабую позицию?
23 сентября около 18:00 произошел уже десятый блэкаут Запорожской АЭС, то есть отключение станции от всех внешних источников энергопитания. Это произошло из-за того, что россияне повредили единственную линию электропередачи, которая питала собственные нужды ЗАЭС.
Эта линия обеспечивала связь атомной станции с энергосистемой Украины. "ЗАЭС перешла на питание собственных нужд от дизель-генераторов. Это является тяжелым нарушением условий нормальной эксплуатации станции", - прокомментировали ситуацию в компании-операторе "Энергоатом".
В "Укрэнерго" сообщили, что линия на контролируемой территории остается целой, нет проблем для ее использования. Блэкаут возник после того, как россияне намеренно повредили участок линии на оккупированной территории, вблизи АЭС, и не планируют его восстанавливать.
"Россияне говорят, что там идут боевые действия, но они сами полностью контролируют эту территорию. Это участок земли между рекой Днепр и станцией. Они просто не восстанавливают линию и манипулируют, когда говорят, что не могут этого сделать", - пояснил в комментарии РБК-Украина экс-начальник смены блока ЗАЭС и эксперт по вопросам атомной энергетики Михаил Шустер.
Вечером 23 сентября Государственная инспекция ядерного регулирования заявила, что очередной блэкаут - это угроза для ядерной и радиационной безопасности и единственный вариант окончательного решения этого вопроса - это возвращение станции под контроль Украины.
Владимир Зеленский охарактеризовал ситуацию как свидетельство слабости международных организаций, которые должны обеспечивать соблюдение стандартов безопасности в атомной энергетике. "Безумие продолжается, потому что международные институты слабые", - сказал президент, выступая 24 сентября с трибуны Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
27 сентября министр иностранных дел Андрей Сибига заявил, что блэкаут на ЗАЭС может привести к ядерной катастрофе. Он добавил, что россияне уже построили 200 километров линии на временно оккупированной территории и готовятся подключить станцию к своей энергосистеме.
Затем министр встретился с главой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэлем Гросси и выразил позицию, что станция должна хотя бы перейти под управление МАГАТЭ. "Это единственный реалистичный вариант в краткосрочной перспективе", - сказал Сибига.
Нынешний блэкаут имеет наибольшую продолжительность по сравнению с предыдущими. Две недели подряд станция работает на дизель-генераторах. 30 сентября Зеленский сообщил, что один из таких генераторов уже сломался. На следующий день Гросси заявил, что в случае полной остановки генераторов может возникнуть угроза расплавления ядерного топлива.
Атомная электростанция всегда нуждается во внешнем электроснабжении для работы оборудования, если будут остановлены ее собственные генерирующие мощности.
На случай отсутствия внешнего питания станция имеет резерв - это дизельные генераторы. Это такие же генераторы, которые мы привыкли видеть на зимних улицах, начиная с 2022 года, только значительно большего размера и мощности. Они предназначены производить электроэнергию из дизельного топлива, которое поставляется на станцию снаружи.
Энергия от генераторов необходима, чтобы питать насосы, которые качают воду через активную зону реакторов и обеспечивать охлаждение ядерного топлива.
Ядерная реакция (деление ядер урана) прекращается с остановкой реактора, но энергия в виде тепла продолжает выделяться. Последнее надо постоянно отводить из активной зоны реактора.
Эту функцию выполняет вода, которая проходит сквозь тепловыделяющие сборки. Охлаждать необходимо как сборки, которые находятся в реакторах, так и отработанное топливо, которое выгружено из реакторов в бассейны выдержки. В этих бассейнах топливо отдает температуру и выдерживается несколько лет перед тем, как быть окончательно вывезенным со станции.
На ЗАЭС находится 18 дизель-генераторов каждый мощностью 5,6 мегаватт, а также 18 мобильных насосных установок мощностью полмагаватта каждая, говорит Михаил Шустер. То есть есть более чем трехкратное резервирование аварийного энергопитания, не учитывая мобильные установки.
Эксперт отмечает, что топливо, которое находится в реакторах, выделяет около 0,5 мегаватт энергии, примерно такой же объем выделяется из топлива в бассейнах выдержки. Грубо говоря, на один энергоблок приходится около 1 мегаватт энерговыделения.
"Мощность дизель-генераторов значительно превышает потребности станции, ее хватает, чтобы обеспечить ЗАЭС. У россиян есть все возможности, чтобы ничего не произошло", - добавил Шустер.
Для обеспечения работы генераторов нужно около 200 тонн дизельного топлива в сутки, что соответствует объему трех железнодорожных цистерн. "Это обычный дизель, который продается на АЗС, есть все пути, чтобы привезти дизтопливо", - добавил эксперт.
Хотя режим работы АЭС на дизель-генераторах нельзя назвать безопасным, есть возможность достаточно долго его продолжать, считает физик-ядерщик, эксперт по вопросам атомной энергетики Людвиг Литвинский. При условии поставки дизеля, генераторы рассчитаны работать длительное время.
"Это обычные дизель-генераторы, у них ресурса минимум на год, а если обслуживать - то и больше, только надо обеспечивать дизтопливом", - сказал эксперт в комментарии РБК-Украина.
Вместе с тем, экс-глава Госатомрегулирования Григорий Плачков говорит, что выход из строя одного генератора, о чем сообщал Зеленский, "повышает риски того, что на АЭС пойдет что-то не так". Он отмечает, что неизвестно, какой ресурс работы дизель-генераторов есть на самом деле, учитывая тот факт, что это уже десятый блэкаут и каждый раз эти генераторы экстренно включались и работали в чрезвычайных условиях.
"Работа на дизель-генераторах является аварийной работой атомного энергоблока. Опасения, что что-то пойдет не по проекту, и риски достаточно велики", - сказал РБК-Украина Плачков.
Информацией о состоянии дизель-генераторов и обеспеченности их топливом должны владеть инспекторы МАГАТЭ, которые постоянно присутствуют на станции. РБК-Украина обратилось с запросом в агентство с прокомментировать эти вопросы.
В ответ агентство прислало ссылку на их релиз от 30 сентября, в котором МАГАТЭ официально сообщило, что на ЗАЭС работают 8 дизель-генераторов, еще есть 9 установок в резерве и три - на техническом обслуживании, также есть еще мобильные дизель-генераторы. Россияне проинформировали МАГАТЭ, что они имеют 10-ти дневный запас дизеля, который оккупанты постоянно поддерживают.
В этом сообщении Гросси призвал восстановить внешнее электропитание, но не сказал, с какой стороны это должно быть сделано - со стороны энергосистемы Украины или с временно оккупированных территорий.
"Почему нельзя прямо сказать, что станция должна быть подключена к украинской энергосистеме? Он такого, к сожалению, не говорит", - комментирует Плачков.
Агентство проигнорировало вопрос РБК-Украина о том, должно ли быть восстановлено питание с украинской стороны, так же как и вопрос о том, строят ли россияне линию с оккупированной территории.
Ситуацию на ЗАЭС начали сравнивать с аварией на АЭС "Фукусима", которая произошла в Японии в 2011 году. Тогда возникло землетрясение, которое вызвало цунами, которое добралось до прибрежной станции, затопило дизель-генераторы, в результате станция потеряла внешнее электропитание.
После этого прекратился отвод тепла от реактора, ядерное топливо расплылось. Далее, в результате реакции пара и циркония (металла из которого сделана оболочка ядерного топлива), образовался водород. Этот газ вышел из реакторов, накопился в помещении энергоблоков и взорвался. Активная зона реакторов расплавилась, но корпуса реакторов не пострадали.
Важным отличием ситуации на ЗАЭС от "Фукусимы" является то, что энергоблоки японской станции были на мощности, тогда как блоки украинской станции не генерируют электроэнергию с 2022 года.
"Сценарий "Фукусимы" - невозможен. Энергоблоки на "Фукусиме" были на определенном уровне мощности, а все блоки ЗАЭС находятся в состоянии "холодного останова", - комментирует экс-глава Госатомрегулирования.
Максимальный вред, который могут сделать россияне - это создать локальную аварию, допустить плавление активной зоны реакторов.
"Чтобы, когда станция вернется под контроль Украины, мы долго ремонтировали эти энергоблоки или даже не смогли вернуть к коммерческой эксплуатации", - говорит Плачков.
Он отмечает, что после аварии на "Фукусиме" миром были сделаны выводы и, в том числе на ЗАЭС, были внедрены так называемые постфукусимские меры по повышению безопасности атомных энергоблоков.
Его мнение также поддерживает Михаил Шустер, который говорит, что трудно представить, что должно произойти, чтобы остановились все дизель-генераторы и мобильные насосные установки. Если даже такое произойдет, повреждение ядерного топлива в реакторах почти невозможно, и есть много вариантов как побороться за сохранность отработанного топлива в бассейнах выдержки.
"Разговоры о том, что Фукусима возможна - это оружие, которое враг использует для нагнетания страха", - считает эксперт. Последнее делается для того, чтобы подать подключение ЗАЭС к российской энергосистеме не как военный трофей, а как "спасение человечества" от ядерной катастрофы, убежден Шустер.
2 октября министр иностранных дел Андрей Сибига заявил, что россияне уже пытаются подключить линию с временно оккупированных территорий. Они это делают для того, чтобы в будущем запустить производство электроэнергии.
"Следующий шаг России будет еще опаснее: запуск реактора под оккупацией - без надлежащего охлаждения, без соответствующих лицензий и надзорных процедур. Это безответственный шаг, сделанный только для того, чтобы продемонстрировать контроль Путина", - заявил Сибига.
Россияне хотят запустить энергоблок, потому что оккупированная ЗАЭС несет значительные убытки и не зарабатывает денег. "В 2023 году фейковое подразделение "Росатома" - "Эксплуатирующая организация "ЗАЭС" имело убытки в размере 12 млрд рублей", - сказала РБК-Украина соучредитель ОО "Антикризисный экспертный ядерный центр Украины" Ольга Кошарная.
Еще одной причиной для пуска хотя бы одного энергобока ЗАЭС является дефицит электроэнергии на временно оккупированной Херсонщине и в Крыму. После аннексии полуострова россияне построили Балаклавскую теплоэлектростанцию, которая работала на газе, который добывался буровыми платформами в Черном море (так называемые "вышки Бойко"). Но в сентябре 2023 года Украина вернула контроль над этими объектами.
"Газа для работы ТЭС нет, а кабель, который был проложен по дну Керченского залива, передает недостаточную мощность", - комментирует Кошарная причины дефицита электроэнергии.
Для охлаждения реакторов россияне планируют установить мобильную насосную станцию, которая будет качать воду из притока Днепра - реки Конка. Работы этой станции может хватить для пуска одного энергоблока, возможно, не на полной мощности, добавляет эксперт.
За время независимости украинские атомщики провели значительную модернизацию энергоблоков советского дизайна и внедрили много новых систем безопасности, говорит Людвиг Литвинский. Украинские атомщики использовали другое оборудование и программное обеспечение, чем россияне.
"Для запуска блока нужна не только вода, нужно электричество, комплектующие и главное - профессиональный персонал... Много оборудования и софта на ЗАЭС просто им не знаком, я уверен, что они не в состоянии обеспечить полную безопасность, не хватит специальности", - пояснил РБК-Украина эксперт.
Находясь в Вашингтоне, 27 августа Рафаэль Гросси публично озвучил свои планы стать следующим генеральным секретарем ООН, которого будут избирать в 2027 году, сообщило агентство Bloomberg. Гросси использовал поездку в США для того, чтобы сообщить администрации Дональда Трампа о своих намерениях и заручиться ее поддержкой.
"Его стратегия основана на прочной поддержке администрации Трампа и ее союзников", - комментируют ситуацию собеседники издания. Официально Гросси не признает, что он "кандидат от США".
Через месяц Гросси поехал в Россию. 25 сентября он посетил Москву, где вместе с Владимиром Путиным принимал участие в мероприятиях празднования 80-летия российской атомной энергетики. Руководитель МАГАТЭ улыбался, поддерживал "достижения российских атомщиков" и одобрительно отзывался о российских ядерных технологиях.
"Это противоречит его мандату, который не предусматривает продвижение ядерной технологии любого государства. Глава МАГАТЭ должен отвечать за соблюдение международного режима ядерной и радиационной безопасности... Он перешел все красные линии", - комментирует Ольга Кошарная и добавляет, что Гросси ищет поддержку стран-членов Совета безопасности ООН для продвижения своей дипломатической карьеры.
Если Гросси активно борется за внимание Путина, вряд ли он будет отстаивать позицию, которая будет напрямую противоречить интересам России в вопросе ЗАЭС. И до этого МАГАТЭ всегда действовало не решительно, ведь доля РФ в финансировании агентства достаточно весомая. "Ни на каких международников или на санкции против "Росатома" рассчитывать не надо", - считает Кошарная.
Единственные действенные санкции накладывают Вооруженные силы Украины, которые уже атаковали подстанции и линию, которую будут россияне. К сожалению, оккупанты восстановить повреждения, добавляет эксперт.
Россияне специально повышают градус напряжения и подпитывают риторику об угрозе ядерной катастрофы. Все это делается для того, чтобы предложить решение проблемы - переподключение ЗАЭС к своей энергосистеме.
Одновременно испытывается новая линия, а МАГАТЭ не может сказать, куда должна быть подключена станция. Когда россияне завершат все технологические работы, они громко скажут, что спасли ситуацию, а ответственные за ядерную безопасность инспекторы - в очередной раз разведут руками.