ua en ru

S&P прогнозирует рост реального ВВП Украины в 2011 г. на 3,8%

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's (S&P) прогнозирует рост реального ВВП Украины в 2011 г. на 3,8%, в 2012 г. - на 4,5%. Такое мнение высказано в отчете службы кредитных рейтингов Standard & Poor's.
Согласно S&P рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте - В+/Стабильный/В, рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВ-/Стабильный/В, рейтинг по национальной шкале - uaАА.

S&P прогнозирует инфляцию в Украине в 2011 г. на уровне 11%, такой же уровень инфляции агентство ожидает и в 2012 г.
Среди негативных факторов, влияющих на рейтинг Украины, S&P называет чрезмерно высокие пенсионные расходы (18% ВВП), финансируемые в основном за счет перечислений из центрального бюджета; политические факторы, препятствующие дальнейшей консолидации бюджета; негативное влияние высокой доли проблемных кредитов на финансовую систему, обремененную высоким уровнем долга. К позитивным фактором агентство относит высокий потенциал роста; положение на восточной границе Европейского союза; значительные природные ресурсы; значительный объем валовых валютных резервов.
К числу основных факторов, поддерживающих уровень рейтингов Украины, относятся умеренный (хотя и растущий) уровень государственного долга и хорошие перспективы экономического роста.
Политическая стабилизация в стране и возобновление экономического роста способствуют постепенному восстановлению доступа государства и частного нефинансового сектора к долгосрочному внешнему финансированию. В 2010 г. финансовый сектор продолжал погашение чистого внешнего долга; положительное влияние на деятельность дочерних структур иностранных банков оказали дополнительные вливания в их капитал со стороны материнских банков (в размере почти 2 млрд долл. в 2009 г.). В 2010 г. Украина вновь продемонстрировала профицит по счету финансовых операций в размере 7% ВВП против дефицита в размере 4% ВВП в 2009 г. Более половины притока капитала в экономику Украины в 2010 г. составляли прямые иностранные инвестиции (ПИИ). С точки зрения Standard & Poor's, значительная часть ПИИ в страну - это средства, возвращаемые после «бегства капитала», а не постоянные иностранные инвестиции в основной капитал; еще одна часть - это долг, классифицируемый как ПИИ.
В противовес прежним ожиданиям дефицит счета текущих операций увеличился в 2010 г. до 2,1% ВВП - в основном вследствие увеличения товарного дефицита, финансируемого преимущественно за счет внешних заимствований правительства. Как следствие, валютные резервы Национального банка Украины увеличились на 8,5 млрд долл., составив 35 млрд долл., что достаточно для покрытия платежей по счету текущих операций в течение почти четырех месяцев. Одним из основных факторов, обусловивших рост резервов, стало получение правительством средств МВФ в размере 2 млрд долл. на поддержку бюджета. По прогнозам, в 2011 г. дефицит счета текущих операций будет продолжать увеличиваться и составит 4,0% ВВП.
Основным эндогенным риском остается возможность ослабления политической готовности проводить реформу в бюджетной сфере. По итогам 2010 г. дефицит бюджета расширенного правительства составил почти 7,0% ВВП (с учетом перечислений "Нафтогазу"), что несколько превысило согласованный с МВФ предельный уровень дефицита в 6,5% ВВП. Отсрочки дополнительного повышения тарифов на газ и рост цен на импортируемый газ привели к увеличению перечислений из бюджета центрального правительства государственной компании "Нафтогаз" в 2010 г. примерно на 0,4% ВВП по сравнению с первоначальным целевым показателем 1,0% ВВП. В то же время уровень пенсионных расходов, составляющий почти 18% ВВП (оценка), является чрезмерно высоким. На 2011 г. запланирован более амбициозный показатель - 3,5% ВВП (с учетом перечислений "Нафтогазу", которые, по оценке, составят 0,4% ВВП), что потребует дискретного сокращения расходов в объеме более 1% ВВП помимо реализации первого этапа пенсионных реформ. По мнению агентства, целевые показатели могут быть труднодостижимыми, в частности в случае, если недавно проведенные реформы налогообложения приведут к недополучению налоговых доходов или если перечисления "Нафтогазу" превысят целевой уровень.
Прогноз "Стабильный" отражает по-прежнему относительно низкий уровень государственного долга и значительные природные и человеческие ресурсы страны и в то же время зависимость Украины от изменений условий внешней торговли и потоков капитала, а также сохраняющиеся вопросы относительно политической готовности восстанавливать финансовую стабильность, и в частности сокращать чрезмерно высокие пенсионные расходы.
Структурный переход к более устойчивой в долгосрочном периоде фискальной позиции на фоне постоянного улучшения финансового положения принадлежащего государству дистрибьютора газа "Нафтогаз" и системы социального обеспечения, а также снижение зависимости страны от условий торговли и других внешних стрессовых ситуаций могут привести к повышению рейтингов. В то же время утрата политической стабильности, более значительные, чем ожидается, потребности в рекапитализации финансовой системы или ослабление готовности правительства выполнить программу кредитования МВФ, напротив, могут оказать негативное давление на рейтинги.