ua en ru

Традиция дарить подарки очень древняя. Антрополог объяснил, почему мы тратим на них много денег

Традиция дарить подарки очень древняя. Антрополог объяснил, почему мы тратим на них много денег Почему люди дарят друг другу подарки (фото: freepik.com)

Подарки - обязательный атрибут Рождества и Нового года. Мы кладем подарки под елку, дарим их друг другу, коллегам, родственникам, детям и друзьям. И традиция дарить подарки не только очень древняя, но и очень важная составляющая человеческой жизни.

Почему люди делают друг другу подарки, рассказывает РБК-Украина (проект Styler) со ссылкой на статью The Conversation.

Что вызывают у человека подарки

Психологи утверждают, что подарки вызывают "теплое сияние" - внутреннее наслаждение, связанное с дарением подарков. Теологи отмечают, что в католицизме, буддизме и исламе дарение является способом выражения моральных ценностей, таких как любовь, доброта и благодарность.

А философы, от Сенеки до Фридриха Ницше считали дарением лучшим проявлением самоотверженности.

Неудивительно, что подарки являются центральной частью Хануки, Рождества, Кванзы и других зимних праздников. Именно поэтому сезон Черной пятницы объявляется именно в конце года.

Но самое убедительное объяснение того, почему люди дарят подарки, сделано французским антропологом Марселем Моссом в 1925 году.

Мосс, как и многие антропологи, был озабочен обществами, в которых подарки раздавались расточительно. Например, на северо-западном побережье Канады и США коренные народы проводят церемонии потлача. На этих многодневных пирах хозяева раздают огромные количества имущества.

В 1921 году был организован потлач лидером народа кваквакавакв в Канаде, который подарил членам общины 400 мешков муки, кучи одеял, швейные машины, мебель, каноэ, газовые лодки и даже бильярдные столы.

Мосс рассматривает потлач как крайнюю степень дарения. Он предполагает, что такое поведение вполне узнаваемо в каждом человеческом обществе. Мы отдаем вещи даже тогда, когда их сохранение для себя имело бы гораздо больше экономического и эволюционного смысла.

Что символизируют подарки

Антрополог отметил, что подарки создают три отдельных, но неразрывно связанных действия. Подарки дарят, получают и отвечают взаимностью. Первый акт дарения устанавливает добродетели дарителя. Они выражают свою щедрость, доброту и честь.

Сам акт подарка, в свою очередь, показывает готовность человека к уважению. Это способ для получателя показать свою щедрость, готовность принять то, что ему предлагают.

Третья составляющая дарения подарков - это взаимность, возвращающая в натуральной форме то, чтобы было подарено первым. По сути, теперь ожидается, что человек, получивший подарок - явно или неявно - вернет подарок первоначальному дарителю.

Затем, конечно, как только первый человек получит что-то обратно, он должен вернуть еще один подарок тому, кто получил первоначальный подарок. Таким образом, дарение превращается в бесконечный цикл отдачи и получения, отдачи и получения.

Последний шаг - взаимность, делает подарки уникальными. В отличие от покупки чего-либо в магазине, при которой обмен заканчивается обменом денег на товар, дарение подарков строит и поддерживает отношения. Эти отношения между дарителем и получателем подарка связаны с моралью.

Дарение является выражением справедливости, поскольку каждый подарок обычно имеет равную или большую ценность, чем тот, который был подарен в последний раз. А подарки - это выражение уважения, потому что они показывают готовность почтить другого человека.

Таким образом, подарки объединяют людей. Оно удерживает людей связанными в бесконечном цикле взаимных обязательств.

Расходы на подарки увеличиваются

Средний американский покупатель, совершающий праздничные покупки, тратит 975 долларов на подарки. А это - самая высокая сумма с 1999 года, по данным исследования Gallup.

А многие подарки просто выбрасываются. В 2019 было выброшено на свалку 4% всех подарков, а это на сумму почти в 15 млрд долларов. В этом году ожидается увеличение расходов на праздники в Великобритании, Канаде, Японии и других странах.

Современная практика подарков может быть источником как благоговения, так и гнева. С одной стороны, даря подарки, вы проявляете древнее поведение, которое делает нас людьми, развивая и поддерживая наши отношения.

С другой стороны, похоже, что некоторые общества могут использовать сезон отпусков как предлог для того, чтобы просто потреблять все больше и больше.

Идеи Мосса не способствуют безудержному потреблению. Напротив, его объяснения подарков предполагают, что чем более значимым и личным является подарок, тем большее уважение и почет оказываются.

По-настоящему продуманный подарок с гораздо меньшей вероятностью окажется на свалке. А винтажные, переработанные товары ручной работы - или персонализированные впечатления, такие как гастрономический тур или полет на воздушном шаре - могут быть даже более ценными, чем дорогой товар, массово производимый на другом конце света, отправляемый через океаны и упакованный в пластик.

Качественные подарки могут отражать ваши ценности и более значимо поддерживать ваши отношения.