Действительно ли полезны только натуральные витамины из фруктов и овощей? Это распространенное убеждение часто базируется на мифах и маркетинговых приемах. Потому что на самом деле польза витаминов зависит не от происхождения.
О том, есть ли разница между натуральными и синтетическими витаминами с научной точки зрения, опасен ли избыток витаминов и можно ли преодолеть дефицит витаминов только благодаря питанию, для РБК-Украина рассказал доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии и клинической фармации НМУ имени А.А. Богомольца Николай Хайтович.
Убеждение о пользе только натуральных витаминов базируется на представлении, что "продукт из пищи" имеет сопутствующие биоактивные компоненты (фитонутриенты, флавоноиды и т.д.), которые работают во взаимодействии, то есть синергично с витаминами, а также в определенной степени на маркетинге, когда слово "натуральный" трактуют как "более безопасный и эффективный".
По словам эксперта, на сегодня не доказано преимущества натуральных витаминов над синтетическими.
"Эффективность и безопасность зависят от конкретного витамина, формы (стереоизомер, определенная солевая форма и т.д.), дозы и клинического контекста. Так, по данным PubMed, витамин C имеет схожую биодоступность в синтетической и пищевой формах", - рассказал Хайтович.
По словам эксперта, химико-биохимически химическая молекула L-аскорбиновой кислоты (химическое название витамина С - Ред.) является идентичной независимо от источника.
Специалист также рассказал, что синтетические формы витамина D в определенных дозах врачи назначают для профилактики и лечения рахита. При этом медики учитывают, что дозы должны быть снижены или человеку вообще стоит прекратить принимать витамин D в летний период, когда он интенсивно вырабатывается в коже под действием ультрафиолетового облучения.
"Исключениями в отношении синтетических и пищевых форм витаминов являются случаи, когда одно и то же название покрывает различные изомеры или производные. Например, речь идет о натуральном витамине E (d-α-токоферол) против синтетического (dl-α-токоферола); или фолиевой кислоте против метилфолата (активная форма фолиевой кислоты, витамина B9 - Ред.)", - отметил профессор.
По словам эксперта, в этих случаях молекулярная конфигурация и форма влияют на метаболизм и биодоступность.
"Также в продукте питания витамин сопровождается матрицей, которой являются белки, жиры и полифенолы, что может влиять на всасывание или метаболическое действие", - рассказал Хайтович.
Специалист отметил, что, по данным Advances in Human Biology, синтетическая фолиевая кислота обычно имеет более высокую биодоступность при пероральном применении.
"Ее метаболизм отличается от природных форм, и в случае применения высоких доз она может накапливаться в крови в виде неизмененной фолиевой кислоты", - подчеркнул профессор.
Эксперт рассказал, что при определенных состояниях, таких как атрофический гастрит, пребывание на антимикробной терапии, а также у пожилых людей может снижаться биодоступность витамина B12 при пероральном применении.
Поэтому, например, для пожилых людей врачи назначают пути введения витамина, которые обходят желудочно-кишечный тракт, - инъекции, подъязычные сублингвальные препараты.
"По данным MedScape, главные риски связаны с жирорастворимыми витаминами (A, D, E, K) - они накапливаются в тканях и могут вызвать токсические эффекты. Речь идет о гипервитаминозах A (печеночная дисфункция, повышенное внутричерепное давление, пороки развития плода при применении высоких доз у беременных) и D (гиперкальциемия, почечная недостаточность и т.д.)", - рассказал Хайтович.
Он отметил, что некоторые водорастворимые витамины в случае применения очень высоких доз вызывают специфические побочные эффекты. Например, длительный прием ниацина может привести к гепатотоксичности, а витамина B6 - к нейропатии.
"Это практически не описано, хотя возможно. Например, при употреблении большого количества витамина D с пищевыми продуктами (например, рыбьим жиром) и интенсивной инсоляции (то есть значительном поступлении солнечного света и тепла)", - рассказал эксперт.
Специалист добавил, что водорастворимые витамины (витамин C, большинство витаминов группы B) легко выводятся почками при условии нормальной их функции, поэтому токсический эффект при значительном поступлении витаминов из пищевых источников маловероятен.
"Однако при почечной недостаточности даже водорастворимый микронутриент может накапливаться. Гипервитаминозы возникают преимущественно при потреблении концентрированных добавок", - отметил профессор.
Эксперт отметил, что у детей раннего возраста (особенно новорожденных) ферментные системы еще недостаточно развиты, поэтому для некоторых витаминов нужна специально подобранная доза или фармацевтическая форма.
У пожилых людей снижение кислотности желудка и наличие коморбидных состояний (одного или нескольких сопутствующих заболеваний наряду с основным - Ред.) прием большого количества лекарственных средств приводит к нарушению усвоения витаминных препаратов.
Поэтому врачи назначают их парентерально (минуя желудочно-кишечный тракт) или в более высоких дозах, но при этом осуществляют мониторинг эффективности и безопасности.
Николай Хайтович отметил, что в странах с низким или средним уровнем дохода населения рацион питания не обеспечивает потребность людей в основных витаминах и минералах, поэтому саплементация (назначение дополнительных питательных веществ (нутриентов) к пищевым продуктам, чтобы повысить их пищевую ценность - Ред.) является целесообразной.
"Кроме того, врачи обязательно назначают женщинам фолиевую кислоту за 2 месяца до планирования беременности и во время первого триместра беременности", - подчеркнул эксперт.
По словам профессора, это крайне важно.
"Витамины и минералы могут изменять фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Например, высокие дозы витамина K могут снижать эффект антикоагулянта варфарина. Ниацин в высоких дозах взаимодействует с гиполипидемическими препаратами и может усиливать гепатотоксичность. Высокие дозы витамина E могут изменять эффекты химиотерапии", - отметил эксперт.
Он добавил, что в то же время многие лекарственные средства, в частности ингибиторы протонной помпы и метформин, снижают всасывание витамина B12. Поэтому в случае полифармации (больше читайте в материале о том, что такое полипрагмазия и кто в зоне риска - Ред.), особенно у пациентов пожилого возраста, врач должен контролировать взаимодействие лекарственных средств и, при необходимости, корректировать дозировку.
"Исследования на основе доказательной медицины не подтверждают, что массовый ежедневный прием мультивитаминов у здоровых взрослых людей уменьшает, например, частоту сердечно-сосудистых заболеваний", - отметил Хайтович.
А значит, массовые сезонные курсы без индивидуальных показаний не оправданы.
"Вместе с тем есть витамины, поступление которых в организм существенно зависит от региона проживания и сезона. Особенно это касается витамина D. Поэтому его введение пожилым людям, а также тем, кто мало бывает на солнце, может быть обоснованным. А низкий уровень витамина D в крови является прямым показанием для его дополнительного введения по назначению врача", - добавил эксперт.
Ранее мы писали о 5 главных признаках дефицита витамина В12.
Также рассказывали о способах, которых нужно придерживаться ежедневно, чтобы потреблять больше витаминов.
Кроме того, рассказывали, почему витамин D может быть опасным.