Высший антикоррупционный суд (ВАКС) отклонил ходатайство адвокатов Тимура Миндича и Александра Цукермана относительно их участия в судебном процессе по видеоконференции.
Как сообщает РБК-Украина, об этом заявил адвокат Александр Готин.
По его словам, при рассмотрении Высшим антикоррупционным судом ходатайства НАБУ о продлении срока досудебного расследования по делу о коррупции в "Энергоатоме" поступило обращение от защиты о желании Тимура Миндича и Александра Цукермана принимать участие в судебном заседании и предоставить объяснения относительно своей невиновности.
Детектив выступил против и следственный судья Игорь Строгий отклонил ходатайство защиты.
Как пояснил адвокат, согласно ст. 6 Европейской Конвенции по правам человека и ст. 63 Конституции Украины любое лицо, которому предъявлено обвинение, имеет право на защиту, на доступ к правосудию. Одна из форм реализации этого права - предстать перед судом и дать показания. Существует два законных способа участия лица в судебном заседании - либо оно лично пришло, либо участвует в видеоконференции.
Как продолжил Готин, в Украине на основании Положения о порядке функционирования Единой судебной информационно-
"Человек регистрируется в этой системе, осуществляется его полная идентификация и через эту систему происходит участие в суде. В частности, он получает возможность подачи документов в суд онлайн, получать судебные решения в своем электронном кабинете, участвовать в судебных заседаниях дистанционно путем видеоконференции, оплачивать судебный сбор и т.д.", - говорит он.
По словам представителя защиты, не только адвокаты Миндича и Цукермана, но и адвокаты других участников просили судью допустить этих лиц к участию в судебном заседании, чтобы они могли реализовать свое конституционное право предстать перед судом и защищаться от обвинения, на что один из детективов заявил, что они против, суд, в свою очередь, принял сторону НАБУ.
Он напомнил, что есть нередкие примеры, когда Верховный Суд допускает к видеоконференции даже людей, находящихся в розыске. И это - абсолютно законно, потому что если лицо появляется, розыск прекращается и оно не может быть недопущено в суд. И для ВАКС практика допуска участников, находящихся заграницей, к участию в заседаниях в режиме конференции - типичная, причем нередко эти лица допускаются в видео даже через мобильные телефоны и бытовые мессенджеры.
"А здесь Тимур Миндич и Александр Цукерман прошли официальную авторизацию в специализированном сервисе "Электронный Суд", просят допустить их к судебному заседанию, детектив против, суд против, непонятно почему такая позиция", - подчеркнул он.
Александр Готин также заявил, что едва ли не впервые в своей практике сталкивается с ситуацией, когда детективы просят продлить срок расследования сразу с двух до 12 месяцев.
"Закон определяет процедуру расследования следующим образом: сначала дается два месяца. Затем, если не хватает, детектив идет к прокурору и последний продолжает следствие еще на месяц. Далее, если этого мало, идут к следственному судье и срок продлевается от 4 до 6 месяцев. И только если дело исключительной сложности срок может быть продлен в диапазоне от 6 до 12 месяцев", - объясняет он.
То есть, как обосновывает адвокат, закон специально предусматривает ступенчатую процедуру, чтобы следствие не злоупотребляло правами, следственный судья периодически проверяет ход и результаты расследования - есть ли прогресс, делается ли что-то, акогда из двух сразу просят продлить до 12 месяцев, то это может означать, что в медиа заявили о разоблачении резонансного преступления, о вручении подозрений фигурантам, об избрании жестких мер пресечения подозреваемым, а в действительности доказательств недостаточно.
"Такое часто бывает, когда в погоне за медийным эффектом анонсируются громкие разоблачения, общественные ожидания завышаются, а в финале орган расследования сталкивается с обратным эффектом своей медиаактивности - он не может дать обещанных обществу результатов, потому что изначально их не могло быть. Выход из этой ситуации - как можно дальше оттянуть момент отчета о неутешительных итогах расследования. Что сейчас можно наблюдать? НАБУ в СМИ заявило, что раскрыло преступную организацию, при этом, на следующие десять месяцев детективы выходят из-под судебного контроля и дальше продолжают транслировать обществу лишь ту информацию, которая им удобна, подогревая информационную составляющую уголовного производства. Только, как показывает жизнь, она не всегда соответствует действительности", - подчеркнул он.
И если, по словам адвоката, следственный судья ВАКС в течение следующих 10 месяцев не будет осуществлять судебный контроль за расследованием и не будет проверять что действительно делается, а чего важного не делается, - общество будет лишено возможности знать где правда, а где лукавство.
"Поэтапное продление сроков - унифицированная с европейскими стандартами процедура отправления правосудия. А они пытаются его избежать", - резюмировал он.
Детективы НАБУ разоблачили коррупционную схему с вымогательством взяток у поставщиков "Энергоатома". Одним из ее организаторов следствие называет бизнесмена Тимура Миндича. 1 декабря суд в Киеве избрал бизнесмену Тимуру Миндичу меру пресечения в виде содержания под стражей.
Сейчас Миндич находится за границей, поэтому мера пресечения пока не вступила в силу. В Государственной пограничной службе сообщили, что Миндич выехал из Украины на законных основаниях еще до публичного сообщения НАБУ о расследовании. После выезда бизнесмен находится в Израиле.
На этом фоне президент Владимир Зеленский подписал указ о введении санкций против Миндича.
В то же время директор НАБУ Семен Кривонос заявлял, что возможность экстрадиции Миндича из Израиля не исключается, однако для этого бизнесмена должны объявить в международный розыск.