ua en ru

Танкерный бой. Как Запад планирует обнулить России торговлю нефтью на море

Танкерный бой. Как Запад планирует обнулить России торговлю нефтью на море Фото: Разлив российской нефти в Черном море (Getty Images)

Страны Запада разрабатывают новые санкции против российской нефти. Предлагается ограничить доступ танкеров, перевозящих российскую нефть, к услугам страхования и ремонта независимо от стоимости сырья. Какие страны помогают формировать РФ "теневой" флот и остановят ли новые санкции торговлю российской нефтью на море - в материале журналиста РБК-Украина Дмитрия Сидорова.

Главное:

  • Какие новые санкции предлагают G7 и ЕС против российских танкеров?

  • Нужны ли РФ морские услуги в портах Европы?

  • Какова роль "теневого" флота?

  • Кто обеспечивает агрессора танкерами для обхода санкций?

  • Остановят ли новые ограничения экспорт российской нефти морем?

Страны Большой семерки (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада), а также Европейский Союз начали обсуждение новой санкционной меры против нефтяного экспорта России. Они рассматривают возможность лишить танкеры, которые легально перевозят российскую нефть, доступа к страхованию и другим морским услугам.

Как сообщило 5 декабря агентство Reuters, около 38% экспорта российской сырой нефти осуществляется с помощью танкеров, которые работают в правовом поле западного мира, то есть должны соблюдать санкции. Это означает, что эти суда перевозят российскую нефть, стоимость которой не превышает ценовой потолок (на сегодня - ниже 50 долларов за баррель в странах Европы).

Эти суда могут заходить в европейские порты, получать техническое обслуживание, страховые услуги и дозаправляться топливом. Новое предложение заключается в том, чтобы вообще убрать ценовой потолок для танкеров с российской нефтью и полностью забрать у них возможность получать морские услуги в этих странах G7 и ЕС.

Новую ограничительную меру планируют включить в следующий (20-й) санкционный пакет, который может быть принят в начале 2026 года, сообщает Reuters.

Значение морских услуг

Запрет предоставления морских услуг такерам с российской нефтью, независимо от ее цены, - это логическое продолжение политики применения ценовых ограничений. Сначала запретили нефть, которая дороже прайс-кэпа, и услуги для нее, а теперь хотят остановить услуги, несмотря на цену.

"Нет смысла считать часть российской нефти легальной, которая дешевле прайс-кэпа, а часть нелегальной", - комментирует уполномоченный президента Украины по вопросам санкционной политики Владислав Власюк.

Он добавил, что новые санкции дополняют политику США, которые ввели жесткие ограничения в отношении зарубежных активов российских нефтяных компаний "Роснефть" и "Лукойл".

Танкеры, которые легально перевозят российскую нефть, через Балтийское и Черное моря требуют страховки груза и самого судна. Морская отрасль вообще не работает без этого инструмента.

"Когда танкер после Новороссийска (российский порт на Черном море - ред.) заходит в цивилизованный порт, там ему сразу спросят "А где твоя страховка? Ты здесь сейчас придешь, у тебя вытечет нефть, кто за это будет платить?" - объясняет аналитик консалтинговой компании "НефтеРынок" Александр Сиренко и добавляет, что судно без страховки сразу развернут и не пустят в порт.

Танкерный бой. Как Запад планирует обнулить России торговлю нефтью на море

Фото: Танкер не может зайти в порт без страхования груза и судна (Getty Images)

На сегодня 90% европейского рынка страховых услуг занимает группа страховщиков из Великобритании Lloyd's и голландские компании. Они обеспечивают страхование танкеров, которые везут нефть и нефтепродукты, говорит эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев.

Для танкеров, которые работают в правовом поле, наличие контрактов с этими компаниями является критическим. К тому же танкеры могут заходить в европейские порты для дозаправки, определенного ремонта. Поэтому новые санкции очень сильно ударят по транспортировке российской нефти "белым" флотом.

Однако они не пугают компании, которые везут российскую нефть вне правового поля западного мира. "Теневой" флот помогает России экспортировать морским путем большую часть своей нефти. В начале сентября аналитическая компания S&P Global опубликовала данные, согласно которым общее количество судов "теневого" флота в мире составляет 978 танкеров, что составляет 18,5% от мирового танкерного флота.

Основными пользователями этих судов являются подсанкционные страны - Россия, Иран и Венесуэла. Аналитики S&P Global оценивают, что около половины дедвейта мирового "теневого" флота использует именно Россия (561 судно), однако ее доля может быть больше, ведь около трети таких танкеров могут предоставлять услуги разным странам.

В ноябре морской экспорт 75% российской нефти и 25% нефтепродуктов обеспечивался "теневым" флотом, свидетельствует данные Института Киевской школы экономики, который исследует санкционную политику. Предыдущие санкционные пакеты ЕС регулярно пополнялись десятками таких танкеров, недавно Украина ввела санкции против почти 700 таких танкеров. Через Балтийское и Черное моря российская нефть в основном поставляется в Индию и Турцию, комментирует руководитель Хаба санкционной экспертизы KSE Institute Юлия Павицкая.

Этот флот не пользуется услугами признанных страховых компаний, они могут сотрудничать с малоизвестными игроками страхового рынка. "Условно, это будут какие-то офшоры, швейцарские страховщики, о которых никто ничего не слышал", - приводит пример Рябцев.

"Теневой" флот имеет ограниченные возможности для ремонта, поставки продовольствия и всего остального. "Этим "пиратам" все равно, им эти услуги (признанных страховщиков и сервисных компаний - ред.) не нужны. Они либо не заходят в европейские порты, либо заходят и рассчитываются наличными. Сложно сказать, как это происходит", - добавил Сиренко.

Танкерный бой. Как Запад планирует обнулить России торговлю нефтью на мореФото: Судам с российской нефтью нужна портовая инфраструктура и другие морские услуги (Getty Images)

Важным аспектом является экспорт нефтепродуктов, его почему-то не упоминают во время дискуссий о новых санкциях. Танкеры, которые везут российский дизель, мазут и другие продукты переработки нефти так же, как и суда с сырьем, должны быть лишены доступа к цивилизованному сервисному рынку.

Оппоненты новых ограничений

Новые санкции поддерживают страны Северной Европы, которые имеют выход к Балтийскому морю, через которое проходит большинство "теневого" флота с российской нефтью.

Инициативу поддерживает формат Nordic-Baltic Eight - Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция и Эстония, говорит Владислав Власюк. Также выступают "за" Великобритания, Германия, Франция и Нидерланды.

Он добавляет, что Балтийские страны уже давно хотят ограничить морской экспорт России, Франция останавливала российский танкер по подозрению запуска беспилотников с этого судна, к тому же эта страна будет председательствовать в G7 в 2026 году.

Также Ирландия вместе с британцами осуществляла слежку за российскими "теневыми" танкерами. Во время визита в Дублин в начале декабря Владимир Зеленский акцентировал внимание, что только в июле через экономическую зону Ирландии прошло более 450 танкеров "теневого" флота РФ. "Позиция США по этому вопросу пока неизвестна", - говорит Власюк в комментарии РБК-Украина.

В то время, как морские страны Северной и Западной Европы поддерживают новые санкции, некоторые морские государства на юге выступают бенефициарами российского экспорта углеводородов. Агентство Reuters в своей публикации прямо отметило Грецию, Мальту и Кипр.

"Чаще всего упоминают о Греции, ведь греческие компании - крупнейшие владельцы танкеров", - добавляет Александр Сиренко.

В июне Главное управление разведки сообщало, что у берегов Греции и Кипра осуществлялась незаконная перегрузка российской нефти с танкера на танкер (англ. ship to ship). Таким образом, танкер с большим тоннажем может не заходить в порт, он останавливается в море, переливает нефть на меньшие суда, с помощью которых ресурс будет дальше доставляется к терминалам.

Танкерный бой. Как Запад планирует обнулить России торговлю нефтью на море

Фото: У побережья Греции фиксировался перелив нефти с большего танкера на меньшие, чтобы избежать санкций (Getty Images)

Греция и другие страны предоставляют не только танкеры, но также и свои флаги, что является довольно ценной услугой в мореплавании. Когда судно идет под флагом определенной страны, оно подлежит ее юрисдикции, которая, например, может обеспечивать более низкие налоги и сборы.

"Это привлекает контрагентов, которые заинтересованы в минимизации расходов на фрахт. Греция, Мальта и Кипр предоставляют и свои танкеры, и свои флаги", - комментирует Геннадий Рябцев.

Лоббисты из Греции и других стран-бенефициаров морского экспорта российской нефти будут апеллировать к тому, что новые ограничения негативно повлияют на их экономику, в структуре которой морской бизнес занимает значительную долю.

Возможные результаты санкций

Чтобы оценить эффект от новых санкций, стоит посмотреть, что дали действующие ограничения. Объем экспорта российской нефти и нефтепродуктов с начала 2022 года до сих пор остается на более-менее постоянном уровне - 7-8 млн баррелей в сутки, свидетельствуют данные Киевской школы экономики.

Однако доходы РФ от экспорта нефти и нефтепродуктов с 2022 года сократились на 27% - до почти 160 млрд долларов (прогнозный показатель за весь 2025 год). То есть санкции сокращают доходы РФ от нефти и нефтепродуктов, но слабо влияют на объемы экспорта этих углеводородов.

Соблюдение действующего ценового ограничения - очень сложное дело, объясняет Рябцев, ведь у ЕС нет надлежащей нормативно-правовой базы для того, чтобы остановить, проверить или тем более арестовать танкер. Несмотря на единичные случаи, остановка танкера в международных водах - это юридическая проблема для европейцев. "Нет правовой базы, чтобы реализовывать эти санкции", - комментирует Рябцев.

Если сложно остановить и проверить танкер на предмет соблюдения ценового потолка, так же это будет сложно сделать, чтобы узнать услугами каких страховщиков пользуется судовладелец. Однако эксперт прогнозирует, что новые санкции все-таки ударят по доходам россиян от экспорта нефти, ведь любое усложнение логистики и сопутствующих услуг выливается в их подорожание, к тому же услуги теневых страховщиков - дороже "белого" рынка.

Также возможно увеличение скидок на российскую нефть, чтобы ее продолжали покупать. Эти скидки и так увеличились после американских санкций против "Роснефти" и "Лукойла".

Танкерный бой. Как Запад планирует обнулить России торговлю нефтью на мореФото: Только реальные проверки танкеров и их арест позволит остановить торговлю российской нефтью (Getty Images)

Запрет на морские услуги не приведет к росту цен на нефть на мировом рынке из-за значительного ее профицита. Юлия Павицкая говорит, что в следующем году перепроизводство нефти в мире достигнет 4 млн баррелей в сутки (при потреблении около 100 млн баррелей в сутки).

"Это означает, что рынок имеет достаточный запас прочности, чтобы абсорбировать частичное выпадение российских объемов", - сказала она и добавила, что Саудовская Аравия готова оперативно занять высвободившуюся нишу.

Опрошенные РБК-Украина эксперты сходятся во мнении, что главным риском после введения новых санкций станет увеличение "теневого" флота, россияне могут полностью "пересесть" на суда, которые работают вне правового поля Запада.

"Даже полный запрет на предоставление морских сервисов не является панацеей... Он не решает проблему "теневого" флота - наоборот, может стимулировать его дальнейшее расширение", - комментирует Юлия Павицкая.

Чтобы избежать такого риска, странам G7 и Европейского Союза следует максимально приложить усилия для соблюдения действующих санкций, то есть обеспечить возможность проверки танкеров, их ареста, высадки на берег команды и даже задержания ответственных менеджеров. Только реальные средства воздействия позволят не только усложнить бизнес россиян, но и реально ограничить объемы экспорта их углеводородов.