Мир без контроля. Как Путин и Трамп развязывают руки ядерным арсеналам США и РФ
Дональд Трамп і и Владимир Путин (коллаж РБК-Украина)
Сегодня, 5 февраля прекращает действие Договор об ограничении ядерных арсеналов США и РФ (известный как СНВ-3). Почему это увеличивает риски ядерной войны, как на них будет отвечать мир – читайте в материале журналиста РБК-Украина Романа Кота.
Читайте также: Ядерная гонка 2.0: как Путин и Трамп толкают мир к новой эскалации
Главное:
- Ограничений нет: США и Россию больше ничего не сдерживает в ядерном оружии.
- Риски: без контроля появляется кризисная нестабильность.
- Россия: "Посейдон", "Буревестник" и "Орешник" не подпадают под предыдущие ограничения. Это позволяет Кремлю усиливать ядерный шантаж.
- США: главный стимул для Вашингтона наращивать арсенал –растущая ядерная мощь Китая.
- Гонка вооружений: для США это дорогой и длительный процесс; Россия ограничена ресурсами и технологиями.
- Последствия: Европа может усилить собственный ядерный и противоракетный потенциал; Украина сосредоточена на модернизации ВСУ и защите от РФ.
Ограничения, которые действовали по договору СНВ-3 (Инфографика РБК-Украина)
Дональд Трамп и Владимир Путин расшатывают мировой порядок. Как следствие – цепная реакция, в которой все больше государств снова задумываются о ядерном оружии. Мир входит в период турбулентности, где старые правила больше не работают, а новые еще не сформулированы.
Речь идет уже не об экзотических идеях политических радикалов, а о вполне легитимной и публичной дискуссии среди экспертов, военных и чиновников – что делать со сдерживанием в мире без понятных ограничений.
Российско-украинская война стала ключевым катализатором этих разговоров. В первые годы полномасштабного вторжения ядерный арсенал России был не абстрактной угрозой, а реальным фактором войны и сдерживания Запада.
Западные эксперты и чиновники открыто предполагали: в случае обвала российского фронта и масштабного наступления ВСУ Кремль может прибегнуть к ядерному удару. По данным The Washington Post, во время украинского контрнаступления на Харьковщине в 2022 году в США всерьез опасались такого сценария, вели закрытые контакты с Москвой, а роль "успокаивающего фактора" в конце концов сыграл Китай.
На этом фоне наступает еще один переломный момент – фактический демонтаж последнего действенного механизма, который контролировал стратегические ядерные вооружения.
Почему это важно
США и Россия имеют крупнейшие в мире ядерные арсеналы – по несколько тысяч боеголовок. Они были созданы еще во времена Холодной войны между США и СССР. Дело в том, что при планировании ядерного удара закладываются потери арсенала. Если враг ударит первым, то нужно иметь запасные боеголовки для ответа.
"У страха глаза велики. Плюс, если государства строят противоракетную оборону, то также надо себе представлять, что доберется до цели уже не 100% от того, что выжило, а например, 50%, и здесь потенциал надо еще делить", – сказала РБК-Украина Полина Синовец, руководитель Одесского центра стратегических студий и ядерного нераспространения.
Президент США Барак Обама и президент РФ Дмитрий Медведев подписывают договор СНВ-3 (фото: Getty images)
Однако даже со спутниковой разведкой и другими средствами наблюдения полной картины о возможностях друг друга США и СССР не имели. Это в свою очередь создавало ситуации, когда мир стоял на грани ядерной войны.
Поэтому впоследствии обе сверхдержавы решили договариваться. Между ними был подписан целый ряд договоров об ограничении ядерного оружия. Последний из них – собственно Договор между США и РФ о сокращении стратегических ядерных вооружений, или СНВ-3.
Договор подписали уже после распада СССР – в 2010 году. Но он продолжал логику Холодной войны. Документ предусматривал ограничения на развернутые стратегические ядерные боеголовки и их носители. Кроме того, США и Россия проводили проверки друг друга, чтобы убедиться, что другая не нарушает ограничений. Сейчас это исчезнет.
Угроза ядерной войны
Прекращение действия СНВ-3 означает, что каждое из государств-подписантов теперь сможет создавать ядерного оружия столько, сколько считает нужным. А ее оппонент не будет знать всех деталей.
"Потенциально это создает непрозрачность. А она всегда порождает химеры воображения: кажется, что там противник уже "такое" настроил и может уже готовится к первому удару. А если так, то нам лучше также построить и ударить первыми", – пояснила изданию потенциальные риски Синовец.
В военной аналитике такая ситуация известна как кризисная нестабильность –когда страх первого удара заставляет государства действовать быстрее, жестче и рискованнее, даже при отсутствии реального намерения начинать войну.
В конце концов это может привести даже к незапланированному конфликту, ведь все боятся друг друга и все боятся, что другой ударит первым. В истории было несколько случаев, когда этого удавалось избежать буквально чудом.
Российская межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь-М" (фото: Getty images)
В 1962 году СССР разместил ядерные ракеты на Кубе, а США ввели морскую блокаду острова. Но тогдашние лидеры государств – Кеннеди и Хрущев - в последний момент договорились и избежали катастрофы.
В 1983 году советская система раннего предупреждения ошибочно зафиксировала запуск американских ракет по СССР. Офицер Станислав Петров, нарушив инструкцию, решил, что это ложная тревога, и не доложил командованию. Тогда действия одного человека спасли мир от ядерной войны.
Все эти дилеммы и риски описаны и просчитаны еще во время Холодной войны. Так почему же тогда Россия и США идут на прекращение действия договора? Причин хватает, и прежде всего – у США.
Почему договору конец
С началом российского вторжения в Украину отношения США и России ухудшились до невиданного уровня. Это в свою очередь повлияло и на их контакты по ядерному оружию.
Россия в 2023 году приостановила свое участие в договоре СНВ-3, но заявила, что не будет нарушать заложенные в него ограничения по развернутым носителям и ядерным боеголовкам. Однако у США исчезла возможность проверять, действительно ли это так - инспекции на российскую территорию прекратились.
Кроме того, ряд новых российских разработок не подпадают под действие договора:
-
"Посейдон" – автономный ядерный подводный дрон с ядерной боеголовкой и практически неограниченным радиусом действия благодаря ядерному реактору;
-
"Буревестник" – крылатая ракета с ядерным двигателем, обеспечивающая неограниченный радиус полета и низкую высоту для обхода ПВО;
-
"Орешник" – гиперзвуковая баллистическая ракета средней дальности с несколькими боевыми блоками, способная нести ядерную или конвенционную боеголовку и развивать скорость, которая в 10 раз превышает скорость звука.
Поэтому прекращение действия договора создает для России пространство для политического и психологического давления. Даже без реального наращивания арсенала это позволяет Кремлю повышать ставки и усиливать ядерный шантаж в отношениях с Западом.
К тому же тема ядерного оружия дает РФ дополнительные карты в мирных переговорах о завершении российско-украинской войны.
Вместе с тем США до сих пор придерживались договора, поэтому России было выгодно его продление. Самим же Штатам он только мешал. И сдерживание России здесь далеко не главный фактор.
Читайте также: В шаге от пропасти. Сможет ли Иран создать ядерное оружие и как это остановить
Ключевым соперником Штатов в мире остается Китай. По оценкам Стокгольмского института исследования проблем мира, ядерный арсенал Китая сейчас составляет около нескольких сотен боеголовок, однако в ближайшие годы он может вырасти в разы. Параллельно Пекин активно строит новые ракетные шахты и развивает морскую составляющую ядерных сил.
Страны с ядерным оружием (Инфографика РБК-Украина)
В сочетании с российскими – это серьезные ядерные силы, представляющие реальную угрозу для США. Поэтому, по словам Синовец, перед Вашингтоном сейчас стоит задача – сдерживать сразу Москву и Пекин.
"Фактически надо, может, не удвоить, но значительно увеличить американский ядерный арсенал, потому что китайцы развивают собственный и они не хотят присоединяться к любому договору об ограничении вооружений", – отметила эксперт.
В целом растущий размер ядерного арсенала Китая будет главным двигателем производства ядерного оружия среди крупных государств, согласился в комментарии РБК-Украина старший научный сотрудник "Висконсинского проекта по контролю над ядерным вооружением" Джон Кейвс. В то же время прекращение действия СНВ-3, по его мнению, является скорее второстепенным.
Планы США
В случае непродления действия договора СНВ-3 мир погрузится в новую гонку вооружений впервые за четыре десятилетия, сказал РБК-Украина старший аналитик Украинского центра безопасности и сотрудничества Антон Земляный.
Для США и России это станет сигналом развивать свой потенциал, однако вызовы каждой из стран будут отличаться.
Когда речь идет о Соединенных Штатах, потенциальная гонка вооружений означает дорогой и длительный процесс модернизации ядерного оружия, который потребует десятилетий и колоссальных инвестиций.
Планы США по модернизации носителей ядерного оружия (Инфографика РБК-Украина)
"В случае США основной проблемой является разработка новых ракет, чего не происходило уже более 50 лет. Текущее вооружение Штатов представляет собой уже 13-ю итерацию бомбы B-61 (стоят на вооружении с 1968 года - ред.)", – сказал Земляной.
По оценке Бюджетного управления Конгресса США, все это к 2034 году будет стоить 946 млрд долл.
Дилеммы Кремля
Для России проблема заключается прежде всего в ресурсах и технологиях, что существенно ограничивает ее возможности для симметричного ответа. Это одна из причин, почему Россия всячески пытается продлить договор.
К примеру, в сентябре прошлого года Путин предложил продлить на год добровольное соблюдение основных лимитов договора, но США не отреагировали на это предложение.
"Такой шаг может означать неготовность нашего врага к активному участию в ядерной гонке. Тем более учитывая последние проблемы с разработкой и внедрением Россией ракет стратегической дальности, постоянные проблемы во время испытаний ракет", – сказал Земляный.
Ракета Titan II, была на вооружении США до 1987 года (фото: Getty Images)
Джон Кейвс сомневается, что Россия сейчас склонна нести значительное финансовое бремя для увеличения своего арсенала только из-за окончания срока действия договора.
"Однако окончание срока действия СНВ-3 может стать поводом для России или Соединенных Штатов производить больше ядерного оружия, если одна из них уже чувствует себя обязанной это сделать для поддержания стратегического баланса", – пояснил Кейвс.
Кремль имеет другие приоритеты. Главный из них – продолжение войны против Украины. Впрочем, похоже, что Россия не будет иметь особого выбора.
"Россияне не очень хотят тратить много средств на "ядерку", но они будут вынуждены, потому что американцы будут тратить сейчас много", - сказала Полина Синовец.
Читайте также: Денег на войну - до двух лет? Что не так с экономикой России и кто ее держит на плаву
По оценкам российского PIR Center, Москва должна по крайней мере сохранять статус-кво и вводить новые разработки, чтобы противостоять прогрессу США в высокоточных управляемых боеприпасах и противоракетной обороне.
Путин регулярно подчеркивает, что ядерные системы РФ вроде "Посейдона" и "Буревестника" обеспечивают военное преимущество. Эти разработки считаются экономически эффективными.
Логика такова: небольшое количество передовых вооружений создает для РФ минимальную нагрузку на бюджет, позволяя России поддерживать паритет без значительного экономического напряжения.
Впрочем, это все равно дополнительные расходы для Кремля. Точные суммы засекречены, но по оценкам SIPRI, речь идет о миллиардах долларов.
Последствия для Украины и Европы
Прекращение действия СНВ-3 означает новые вызовы не только для США и России. Последствия также коснутся Европы и Украины, которые оказались ближе всего к потенциальной зоне новой ядерной нестабильности. Поэтому на это нужно реагировать.
"Для Европы такие изменения могут быть возможностью усовершенствовать и свой ядерный потенциал. В частности, известно об обсуждении таких программ Германией - а именно создание совместного с Америкой "ядерного зонтика"", - сказал Земляный.
В этом плане стратегически важной остается разработка, а главное – активное производство новых систем противоракетной обороны. Именно это направление может кардинально изменить расклад сил в ядерном сдерживании, считает Антон Земляный.
"Когда у сторон достаточно запасов стратегического вооружения, способного уничтожить друг друга, на первый план выходят именно возможности противодействия этим угрозам", – подчеркнул эксперт.
Однако действия Дональда Трампа по Гренландии свидетельствуют, что полностью полагаться на США Европа не может и ей нужна хотя бы частичная автономность.
"Во-первых, европейцы должны создать свою систему раннего оповещения о пусках баллистических ракет. Во-вторых, начать серьезно заниматься созданием собственных баллистических и крылатых ракет среднего радиуса действия, которые смогли бы добраться до России", – добавила Полина Синовец.
Читайте также: Как Европа готовит арсеналы для войны с Россией и чем помогает Украина
Что касается Украины, сейчас нашим основным приоритетом является развитие и модернизация собственных Вооруженных сил для эффективного сопротивления России.
"Учитывая это, создание системы защиты от ядерного оружия пока не является релевантным для нас", – отметил Земляный.
В целом же перспективы подписать новый договор о контроле над ядерными вооружениями сейчас почти отсутствуют. Мир входит в период стратегической неопределенности, где вместо четких правил будут действовать страх, предположения и демонстрация силы.
В этой реальности война России против Украины становится не только региональным конфликтом, а ключевым фактором глобальной безопасности: именно ее результат определит, станет ли ядерный шантаж эффективным инструментом политики.
Или наоборот, провал такого шантажа – из-за устойчивости Украины и поддержки Запада – окончательно подорвет его как средство давления, заставив Россию искать другие пути достижения целей. А это потенциально может открыть окно для возобновления диалога о контроле над вооружениями в будущем.
Это может быть интересно
– Почему 5 февраля называют выходом в ядерную "серую зону"?
5 февраля прекращает действие Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) между США и Россией. Это означает, что отныне между двумя крупнейшими ядерными державами мира больше нет официальных ограничений на количество боеголовок и их носителей, а также исчезают механизмы взаимных инспекций. Мир оказывается в состоянии стратегической непрозрачности, где каждая сторона может наращивать ядерный арсенал по своему усмотрению.
– Почему США не проявили особого интереса к продлению договора?
Главным стимулом для Вашингтона является растущая ядерная мощь Китая, который активно строит новые шахты и увеличивает количество боеголовок, не будучи ограниченным никакими договорами. Чтобы сдерживать одновременно и Москву, и Пекин, США вынуждены значительно увеличивать свой ядерный арсенал и проводить масштабную модернизацию, которой мешали ограничения СНВ-3.
– Почему прекращение СНВ-3 является экономическим вызовом для России?
Россия имеет значительно меньше ресурсов, чем США и Китай. Включение в полноценную ядерную гонку требует миллиардных расходов на фоне санкций и огромных расходов на войну в Украине. Эксперты отмечают, что Москва была бы рада продлить договор, поскольку он позволял ей поддерживать паритет с США за относительно небольшие деньги.
– Какие вызовы стоят перед Европой в связи с новой ядерной гонкой?
Европейские страны вынуждены думать об усилении собственной автономности. Эксперты выделяют три направления:
-
Создание совместного с США или собственного "ядерного зонтика".
-
Разработка европейской системы раннего оповещения о пусках ракет.
-
Производство собственных баллистических и крылатых ракет среднего радиуса действия для сдерживания РФ.
– Как распад системы ядерного контроля влияет на Украину?
Для Украины война с РФ является ключевым фактором этого глобального кризиса. Результат войны определит, станет ли ядерный шантаж эффективным инструментом мировой политики. Сейчас приоритетом Украины остается модернизация обычных Вооруженных сил для сопротивления агрессии, а не создание собственной защиты от ядерного оружия, что пока считается нерелевантной задачей.
При написании материала использовались данные Stockholm International Peace Research Institute, PIR Center, Center for Strategic and International Studies, Washington Post, Reuters, Politico, комментарии Полины Синовец, Джона Кейвса и Антона Земляного.