ua en ru

Как Европа готовит арсеналы для войны с Россией и чем помогает Украина

Как Европа готовит арсеналы для войны с Россией и чем помогает Украина Генсек НАТО Марк Рютте и Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (фото: Getty Images)
Автор: Роман Кот

О том, как оборонная промышленность Европы усиливает собственные возможности на фоне российской угрозы и как здесь может помочь Украина – читайте в статье журналиста РБК-Украина Романа Кота.

Главное:

  • Что делают в оборонной сфере ключевые страны?
  • Почему не все хотят усиливать свою оборону?
  • Как здесь помогает Брюссель?
  • Что может предложить Европе Украина?

Диверсия на железной дороге в Польше, по которой поставляется оружие для Украины это очередное проявление российской гибридной войны против Европы, но далеко не первое. Количество российских гибридных атак выросло вчетверо с 2022 по 2023 год и утроилось с 2023 по 2024 год, свидетельствуют данные американского Центра стратегических и международных исследований.

Среди них поджог торгового центра Marywilska 44 в Варшаве в мае 2024 года, пожар в IKEA в Вильнюсе, атаки на подводные кабели в Балтийском море, обрывы телекоммуникационных линий. Польша, страны Балтии, Финляндия, Германия, Великобритания и Норвегия страдают от этих атак чаще всего и именно они активно поддерживают Украину.

Наряду с этим, разведки стран-членов Альянса регулярно предупреждают об опасности российского вторжения в ближайшие 2-4 года. На фоне сокращения американских войск в Европе это создает серьезные риски нужно одновременно вооружаться самим и предоставлять оружие Украине, то, которое она не может сама производить.

В Европе эти вызовы понимают и готовятся. В начале года РБК-Украина писало о попытках европейской оборонной промышленности набрать обороты. С того времени многое изменилось, но проблемы остаются теми же.

Прогресс Европы

По данным Кильского института мировой экономики, в 2024-2025 годах большая часть европейской военной помощи поступала непосредственно из новых производственных заказов. В целом Европа выделила Украине более 130 миллиардов евро военной помощи за три года войны, впервые превзойдя американские поставки.

Спутниковые снимки показывают масштабное расширение европейских оборонных заводов 150 предприятий увеличили площади на 7 миллионов квадратных метров, сосредоточившись на боеприпасах и системах ПВО. Это втрое быстрее, чем до полномасштабного вторжения России в Украину.

Как Европа готовит арсеналы для войны с Россией и чем помогает УкраинаПремьер-министр Польши Дональд Туск на месте диверсии (фото: Getty Images)

В августе в немецком Унтерлюхе был открыт завод Rheinmetall по производству артиллерийских снарядов крупнейший в Европе. Еще один завод начали строить в Литве в ноябре его запуск ожидается уже в 2026 году.

Что касается производства танков, ситуация остается более сложной. Немецкая компания KNDS (бывшая KMW) планирует выпускать 58 новых машин Leopard 2A8 в год. Хотя это вдвое больше, чем было несколько лет назад, масштабы все равно откровенно не впечатляют.

Производство дронов удвоилось за два года, а к концу 2026-го должно вырасти еще вдвое благодаря новым заводам в Германии, Польше и Литве. Европа планирует выходить на объемы до 12 тысяч дронов в месяц.

Главное узкое место в европейской оборонке производство пороха и других взрывчатых веществ. Хотя в этом году производство выросло на 50%, оборонные компании до сих пор жалуются на его недостаток. Чтобы преодолеть эту проблему, Rheinmetall готовится к расширению производства пороха в Румынии и Болгарии.

Расходы на оборонку

На гаагском саммите НАТО в июне этого года европейские члены Альянса согласились на требование США повысить собственные расходы на оборону до 5 % от ВВП до 2035 года. Это увеличение уже заложено в бюджетах на следующий год, но далеко не все страны готовы к решительным действиям.

В абсолютных цифрах больше всего потратить на оборону планирует Германия. По сравнению с этим годом рост составляет 25%. Также среди лидеров Эстония, Латвия, Литва, Швеция, Польша.

Однако, например, Италия, Бельгия и Словакия не планируют увеличивать оборонные бюджеты в 2026 году. Нидерланды увеличивают расходы лишь на 3%, а Испания на 6%. Хотя последняя отказалась от общей цели НАТО в 5% ВВП и ограничится 2,1% для ключевых оборонных возможностей.

Как Европа готовит арсеналы для войны с Россией и чем помогает УкраинаСтраны с наибольшим ростом расходов, как Польша и страны Балтии, планируют направлять значительную часть бюджетов на закупки нового оружия и инвестиции в оборонные производства, часто более половины средств, с акцентом на дроны, ПВО и боеприпасы.

В Италии, Бельгии и Словакии доли бюджета на закупки и инвестиции остаются ниже. Они сосредотачиваются на долгосрочных проектах под эгидой ЕС и удержании имеющихся сил, без радикальных изменений в структуре расходов.

Причины различий

Отношение к собственной обороне зависит от того, насколько далеко та или иная страна от России. Хотя это не единственный фактор. В ряде стран решающим остается влияние популистов – правых или левых. Где-то они пришли к власти (Италия или Словакия), где-то находятся в оппозиции и сдерживаются только благодаря объединению против себя мейнстримных партий (Германия), а где-то просто сеют хаос, парализуя процесс принятия решений. Но неизменно они апеллируют к материальным интересам людей здесь и сейчас, вместо вложений в оборону на будущее.

"Популисты в таких странах, как Чехия, Словакия и Германия, по-прежнему пользуются поддержкой, поскольку опираются на сочетание усталости от войны, рост стоимости жизни и ощущение, что "элитам в Брюсселе или Киеве" важнее геополитика, чем повседневные проблемы обычных людей", – сказал РБК-Украина Расто Кужель, исполнительный директор "Memo 98" (Словакия), организации, занимающейся мониторингом политических процессов в Европе.

По его словам, прямая атака российских дронов на Польшу и десятки других гибридных операций свидетельствуют о необходимости перехода на военную экономику. Однако это чрезвычайно сложно – страны Евросоюза являются демократическими, и их лидеры вынуждены учитывать политические последствия своих шагов. В Германии это отличие проявляется особенно ярко.

"На востоке, в бывшей ГДР, ультраправая "Альтернатива для Германии" имеет сильные позиции, используя исторически низкий уровень доверия к институтам и Западу, тогда как западная часть страны в вопросах обороны и поддержки Украины остается более прагматичной и твердо привязанной к европейско-трансатлантическим структурам", – отметил Кужель.

Как Европа готовит арсеналы для войны с Россией и чем помогает УкраинаОткрытие завода Rheinmetall в Унтерлюсе, Германия (фото: Getty Images)

Эксперт подчеркнул, что в северных и балтийских странах угроза со стороны России никогда не исчезала из коллективной памяти – она является частью их идентичности и политической реальности.

Поэтому даже местные популисты понимают, что отрицание необходимости укреплять оборону было бы для них политическим самоубийством. Их популизм носит другой характер: он не пророссийский, а основывается на идеях эффективности государства, прозрачности и национальной устойчивости, а не на заигрывании с авторитарными режимами. В то же время подальше от границ России ситуация иная.

"Во всем центральноевропейском регионе также давно отсутствует прочный консенсус относительно пророссийской ловушки и иммунитет общества к дезинформации, что позволяет популистам продвигать простые лозунги о "национальных интересах" и "мире"", – подчеркнул Кужель.

Специфическая ситуация в Чехии. Там до недавнего времени у власти находилось правительство мейнстримных партий. Оно подготовило мощный оборонный бюджет с запланированным ростом оборонных расходов 34 %, но в октябре на выборах победила популистская партия ANO во главе с Андреем Бабишем, которая должна подготовить свой вариант бюджета.

От нового правительства в контексте поддержки Украины ожидается менее ценностно-ориентированная, но прагматичная и выборочно выгодная политика. Бабиш не является идеологическим союзником Москвы – его бизнес и политическая ориентация тесно связаны с Западом и ЕС, поэтому он не будет заинтересован в открытом саботаже помощи Киеву или подрыве европейского единства.

"В то же время он будет стремиться минимизировать внутренние политические издержки и, скорее всего, перенесет украинскую повестку дня на уровень ЕС: меньше публичного лидерства, больше технократических и экономически выгодных решений", – добавил Кужель.

Продолжение чешской "инициативы по боеприпасам" или других форм поддержки Украины эксперт не исключил, но, вероятно, в виде "выгодного бизнеса" для его окружения, а не проявления твердой ценностной позиции. Кроме того, вполне реально, что на общеевропейском уровне Бабиш при необходимости будет присоединяться к ситуативным блокирующим коалициям с Орбаном и Фицо, если это принесет ему переговорные преимущества.

Поддержка из Брюсселя

Понимая сложности с поиском средств у каждой отдельной страны, Еврокомиссия по мере сил пытается помочь. Это стало одним из приоритетов ее председателя Урсулы фон дер Ляйен и еврокомиссара по вопросам обороны и космоса Андрюса Кубилюса.

В октябре этого года была утверждена "Дорожная карта оборонной готовности ЕС до 2030 года". Она предусматривает, что за 5 лет не менее 55 % инвестиций в оборону будут идти европейским поставщикам, а 40 % – на совместные проекты. Дорожная карта ввела четыре флагманских проекта: "Европейская инициатива обороны от дронов" (European Drone Defence Initiative), "Восточный фланг" (Eastern Flank Watch), "Воздушный щит" (European Air Shield) и "Космический щит" (European Space Shield).

Комиссия также создала специальный фонд "SAFE" (Security Action for Europe), который должен помочь странам ЕС финансировать производственные мощности и совместные закупки. Впрочем, здесь все только начинается.

"Те предложения, которые подали страны – это такие концепты, которые должны быть расписаны уже в планах обороны и представлены только в конце ноября. В январе по ним должны быть определенные выводы, и уже потом пойдет определенная работа по тому, какие деньги выделять на все эти проекты", – рассказал исполнительный директор Совета внешней политики "Украинская призма" Геннадий Максак.

Наряду с этим работает Европейская программа обороны (EDIP), которая поддерживает расширение производственных мощностей и скоординированные закупки. Однако, по словам Максака, она тоже только согласовывается между институтами ЕС.

Дополнительно ЕС активизировал Постоянное структурированное сотрудничество в сфере обороны (PESCO), которое объединяет 26 стран-членов в совместных проектах для инвестирования в оборонные возможности.

По оценкам Европейского оборонного агентства, одним из самых больших препятствий остается фрагментация. На уровне ЕС сейчас действует 27 отдельных национальных стратегий обороны, но нет единой карты оборонных возможностей. Кроме того, переход проектов от этапа планирования к производству занимает годы. Производственные цепи сдерживаются нехваткой критически важных компонентов, особенно взрывчатки, пропеллентов и специализированных материалов. Большинство европейских компаний используют модель "производство на заказ", что увеличивает сроки поставок и удерживает от инвестиций в новые производственные линии.

Как Европа готовит арсеналы для войны с Россией и чем помогает УкраинаСаммит НАТО в Гааге (фото: Getty Images)

Еврокомиссар по вопросам обороны Андрюс Кубилюс подытожил достижения ЕС, заявив, что "в этом году мы инвестировали в возможности", которые, прежде всего, являются "возможностями развития потенциала". На слушаниях в профильном комитете Европарламента 6 ноября он отметил, что Евросоюз до сих пор страдает от структурных задержек: "оборона всегда была национальной, координированной НАТО", с единым рынком до сих пор "не предназначенным для обороны". Но пока европейцам приходится работать с тем, что есть.

"Если мы говорим об уровне Европейского Союза, то есть определенный бюрократический лаг, они сами этим недовольны. Кубилюс пытается их немного толкать вперед. Но пока не изменишь эти правила, то придется ими пользоваться", – отметил изданию Геннадий Максак.

Как может помочь Украина

В этой ситуации, как ни странно, свою помощь Европе может предложить Украина, в частности через экспорт собственного оружия. Его могут обеспечить украинские компании из тех мощностей, которые являются избыточными.

"Не все оружие мы можем позволить себе экспортировать, скажу честно. Некоторое оружие для нас очень важно. Мы готовы работать с морскими дронами. Также у нас, на мой взгляд, есть и другое оружие, есть и артиллерийские системы, хотя их не бывает, честно говоря, много, но у нас их сейчас много производят", – заявил президент Украины 3 ноября.

Со своей стороны, страны Европы, а также США, уже активно проявляют интерес к украинским разработкам.

"Сбивать дешевые российские дроны дорогостоящими ракетами невозможно с точки зрения экономики, поэтому Европа сейчас ищет решения, которые есть в Украине. Это дроны-перехватчики, это РЭБ-системы, это любые антидронные средства", – сказала РБК-Украина исполнительный директор Технологических сил Украины Екатерина Михалко.

Кроме того, по ее словам, страны, которые имеют общую границу с Россией, в частности Эстония, конечно, заинтересованы в более широком арсенале дронов.

Как Европа готовит арсеналы для войны с Россией и чем помогает УкраинаУкраинский морской дрон Magura (фото: Getty Images)

Как отметил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Рустем Умеров, первые реальные контракты по экспорту украинского оружия ожидаются уже во второй половине 2026 года. А до конца нынешнего года откроются первые два представительства для экспорта в Берлине и Копенгагене. Они должны упростить сотрудничество и продажу профицитного для Украины оружия, а также продукции, которая изготавливается в сотрудничестве с европейскими компаниями.

"Когда мы сможем стать полноценным партнером для Европейского Союза в вооружении, это будет полезно обеим сторонам. Европа может получить доступ к тем необходимым военным технологиям, которые нужны, чтобы себя защищать. Украина может получить интеграцию собственной индустрии с европейской", –подчеркнула Михалко.

Кроме того, это финансовые ресурсы и инвестиции для того, чтобы поддерживать украинскую обороноспособность. В конце концов, украинский опыт по производству новейших дронов и антидронные технологии могут помочь адаптировать и модернизировать европейские бюрократические процедуры, делая процесс более динамичным.

"Бюрократия дает преимущества для производителей, потому что есть финансовая предсказуемость, которой не хватает украинскому сектору. Но поскольку дроны – это новейшие вооружения, не все стандарты адаптированы. Украина могла бы принести свой опыт, помочь доработать эти процедуры, чтобы они стали более гибкими и способствовали более быстрому развитию", –резюмировала Михалко.

Наряду с этим, важно избегать коррупционных рисков и бюрократии внутри Украины. Особенно на фоне "Миндич-гейта".

В августе генеральный директор концерна Rheinmetall Армин Паппергер, который ранее сравнивал темпы строительства украинского и немецкого заводов по производству боеприпасов, подчеркнул: "Уровень бюрократии в Украине очень высокий, и это меня не радует".

В Германии завод уже заработал, но о запуске украинского производства данных до сих пор не было. Хотя украинское Минобороны оперативно отреагировало на критику, обещая улучшить механизмы координации, эта история остается показательной. Но она не должна затмить главного: Украина и Европа оказались в ситуации, где сотрудничество стало не вопросом доброй воли, а делом выживания.

Европейская оборонка требует времени, инвестиций и политического консенсуса – и все три ресурса ограничены. Украина зато имеет боевой опыт, отработанные под обстрелами технологии и производственные мощности, которые могут стать дополнением к европейским заводам. Поэтому в нынешних условиях главное не медлить с их объединением.