ua en ru

Российские активы в ЕС: политолог объяснил, что блокирует их передачу Украине

Российские активы в ЕС: политолог объяснил, что блокирует их передачу Украине Фото: политолог объяснил, что блокирует передачу Украине российских активов в ЕС (Getty Images)

На фоне дискуссий в западных медиа о возможных сценариях "мира в обмен на украинские территории", власть должна перейти от политических заявлений к реальному взысканию замороженных активов РФ. Тем более, как говорит он, юридический механизм для получения сотен миллиардов долларов уже существует, хотя до сих пор и не задействован на полную мощность.

Об этом пишет РБК-Украина со ссылкой на блог политолога и писателя Владимира Цибулько на "Цензор.НЕТ".

Он обратил внимание на то, что итальянское издание Corriere della Sera на днях сообщило о возможных переговорных документах, один из которых якобы предусматривает отказ Украины от Донбасса в обмен на финансовую помощь Запада.

"Такой сценарий неприемлем. И это прямо следует из позиции президента. Он публично заявил, что все замороженные российские активы должны быть направлены на восстановление Украины, а не на легализацию оккупации или "компенсацию" за уступки агрессору. Никакого отказа от Донбасса - ни юридически, ни политически", - пишет Цыбулько.

По его словам, если Украина действительно делает ставку на российские активы как на ключевой ресурс для восстановления и усиления переговорной позиции, то стоит запустить реальный механизм их взыскания - через судебные решения и принудительную конфискацию в юрисдикциях ЕС.

В своей заметке Цыбулько прямо ссылается на то, что этот механизм уже был подробно описан политическим экспертом Виталием Куликом, и именно он может стать практическим путем получения замороженных активов РФ.

Как объяснял ранее Кулик в своем Facebook, в финансовой юрисдикции Евросоюза сейчас находится около 210 млрд долларов замороженных активов РФ, а общий объем может достигать 300 млрд долларов.

Эти ресурсы, по его логике, могли бы пойти на оборону, бюджетную устойчивость и восстановление страны. Однако страны ЕС, по его оценке, боятся распределения рисков и ответственности, поэтому вопрос передачи активов Украине тормозится.

Сам механизм, описываемый Куликом, базируется на судебном прецеденте, который уже существует в Украине. Речь идет о решении Печерского районного суда Киева от 21 мая 2024 года, которым был создан прецедент взыскания с России и Центрального банка РФ 12,19 млрд долларов в рамках частного иска.

Ключевая особенность этого кейса - предмет спора не военные убытки, а финансовое преступление и гражданско-правовой деликт, что, по аргументации, позволяет обойти государственный иммунитет РФ.

По этой логике судебное решение определяет должника, сумму и формирует юридический титул, который может быть признан и исполнен в странах, где находятся российские активы.

Отдельный акцент в этой логике - требование, которое озвучивали отдельные европейские правительства, прежде всего Бельгия: для любых действий с замороженными активами нужен юридический титул, то есть решение суда.

Именно поэтому, по позиции Кулика, вопрос не сводится к политическим заявлениям или "пакетам поддержки", а к практическому запуску судебного маршрута через механизмы взаимного признания решений в ЕС.

"Проблема не в том, что механизма нет. Проблема в том, что власть его не задействует на полную... Деньги должны прийти вместе с территориями. И за счет агрессора", - отметил Цыбулько.

Вместе с тем политолог убежден, что инициатива по судебной конфискации замороженных российских активов в странах ЕС должна продвигаться на уровне президента и премьер-министра.

По мнению Цыбулько, позиция власти в этом вопросе может быть сформулирована "не в формате пожеланий, а в формате требования".

Ведь, уверен эксперт, конфискация российских активов это важное решение, которое способно нанести стране-агрессору весомый экономический удар и обеспечить Украине стратегическую победу.