После ударов РФ по энергообъектам на Троещине в Киеве возникла критическая ситуация: фактически впервые за время большой войны целый большой район Киева остался полностью без отопления. РБК-Украина побывало в двух пунктах обогрева, которые развернули на Троещине ГСЧС и рассказывает, как живут люди в условиях тотального отсутствия тепла.
Главное:
Днем возле палаточного городка на улице Беретти людей не так много. На входе в палатки дежурят полицейские и работники ГСЧС. Рядом стоит печка, лежат дрова. Здесь поставили шесть палаток, каждая из которых вмещает около 40 человек. Внутри пунктов обогрева заряжают телефоны преимущественно женщины с детьми и пожилые люди.
Из сообщений в соцсетях может сложиться впечатление, что на Троещине из благ цивилизации сейчас нет буквально ничего. Но в общении с людьми становится понятно, что свет "иногда дают". У кого-то он есть по несколько часов, у других – дольше. Но основная большая проблема Троещины – не отключение света, а тотальное отсутствие тепла в квартирах.
Там может быть чуть больше света, и это хоть какая-то попытка компенсировать отсутствие отопления в домах. Об этом недавно говорил глава Деснянской РГА Максим Бахматов. После одного из последних ударов россиян по ТЭЦ отопления нет, и сам глава райадминистрации в интервью РБК-Украина признается: "Когда будет восстановлено тепло на Троещине, я не знаю. Никто не скажет".
На Троещине развернули два палаточных городка, где можно согреться, поесть, зарядить гаджеты (фото: РБК-Украина)
К тому же, мол, сейчас никто не знает, что происходит на ТЭЦ 6, потому что это режимный объект. Эта ТЭЦ самая новая в Киеве, но проблема в том, что она только одна для Деснянского района, и после разрушений на ней целому огромному району брать тепло просто неоткуда.
Если ситуация ухудшится еще больше и долго не будет воды, может появиться еще одна угроза: замерзание труб водоснабжения и канализации. На такой случай в РГА предлагают рыть уличные туалеты.
У 72-летнего пенсионера Ивана Александровича отопления нет четыре дня.
"Вот весь четвертый день нет. По-моему, да. Может третий, я уже забыл", – говорит он, ожидая, пока работники ГСЧС принесут ему еду.
Свет у господина Ивана не выключают уже пару дней - для Троещины и даже других районов Киева это буквально редкость.
"Я успеваю мобилку зарядить, и и дочери звоню. Больше не к кому звонить. Все поумирали уже мои коллеги", – рассказывает он.
Дочь Ивана Александровича уже более трех лет живет в Германии, работает там. Помогать ему особо некому. Иногда заходит соседка сварить борща. Но он сильно не жалуется, старается самостоятельно все делать по домашней работе.
У Ивана Александровича дома отопления нет уже долго (фото: РБК-Украина)
Мужчина извиняется и говорит, что будет есть. Работница ГСЧС только что принесла ему горячий обед. Сегодня это гречка, большая сарделька, квашеная капуста и хлеб.
Напоследок говорит: претензий к власти у него нет. "К Путину есть. Больше ни к кому". А на вопрос о том, как относится к возможной установке туалетов на улице, говорит однозначно: "Надо – будем".
Кроме теплого питания, которое выдают людям в палатках, рядом в свободном доступе - чай, кофе, несколько видов печенья, зефиры.
"Чайку, солнышко?" – женщина в форме ГСЧС улыбается мальчику. "Нет, мне зефир".
Рядом обустроен уголок с раскрасками, фломастерами, книгами. Психолог ГСЧС садится за столик, дети усаживаются вокруг. Психолог открывает книгу и показывает фигурки, тогда что-то у детей спрашивает. Те активно реагируют. Похоже на занятие, как в детском саду.
Киевлянка Марина сидит с телефоном на одной из скамеек в пункте обогрева, пока рядом в детском уголке играет ее младшая дочь. Семья живет на Троещине в доме на Рейгана. Это 16-этажный дом, в котором не было света более 5 суток. По словам женщины, на жалобы и заявки жильцов не реагировали ни ДТЭК, ни местный ЖЭК.
"Жильцы своими силами скинулись деньгами, наняли частного электрика и отремонтировали предохранители, которые погорели. Это была авария именно в доме. Это стоило около 3 тысяч гривен", – рассказывает женщина.
После этого свет в доме есть. Но, конечно, его выключают на много часов.
"У нас дом без газоснабжения, полностью на электричестве. У нас нет отопления сейчас. Мы отапливаемся только конвекторами, кондиционерами, калориферами. Конечно, когда есть свет. Купила в аптеке грелки резиновые. Так и греемся", – рассказывает.
Марина с детьми живет на 10 этаже. В школу дети не ходят, поскольку в Киеве школы ушли на дополнительные каникулы до 1 февраля. Женщина думает, что возможно некоторые школы и не будут открываться и после 1 числа.
"Этот пункт находится возле 249 школы. Моя дочь ходит в 263 школу, а там большой пункт обогрева, со спальными местами. Там все обустроено под это, и выглядит так, что школы не все выйдут в офлайн", – рассуждает она.
И добавляет, что ее больше волнует ситуация с другим ее ребенком. Ее старшая дочь сейчас заканчивает 11 класс и должна готовиться к НМТ, но с этими вынужденными каникулами подготовки не происходит фактически никакой.
"Никак не идет подготовка, в том и дело. Нет никаких уроков, ничего. Сейчас же месяц каникулы у детей. Как сдавать НМТ? Я не представляю. Дочка у меня рисует, хочет поступать на графический дизайн, готовит портфолио. Но ведь все равно НМТ надо сдавать", – переживает женщина.
Елена Соколовская, которая заряжает телефон, живет неподалеку. В ее доме на проспекте Красной Калины, 41/1 отопления нет уже давно, а за день до того аварийно выключили свет, потому что выбило фазу.
"Во все службы мы звонили, но воз и ныне там, - рассказывает она, – ДТЭК не двигался, пока мы не позвонили в полицию. Потому что полиция тоже принимает такие заявления. И немножко сдвинулось с места, но пока не подключили. Посмотрим, как будет. У меня ребенок с инвалидностью, и когда отопления нет, но есть свет, то он нормально реагирует. А когда и того, и другого нет, это уже трэш получается".
В мирное время по Киеву работает 12 аварийных бригад. Сейчас их работает 60, говорил РБК-Украина генеральный директор Yasno Сергей Коваленко. Все работают круглосуточно, и нагрузка на работников огромная.
"Мы понимаем, что технически невозможно понять и обработать все заявки. Получается так, что где-то 60-70% заявок - это не тот случай, за которым ехали", – отмечает Коваленко. Лучше, чтобы заявки отправляли главы ОСМД и ЖЭКов: такие считаются приоритетными.
Елена Соколовская признается: она понимает, что ситуация везде сложная, но службы не реагируют на обращения, и попыток облегчить ситуацию в конкретно их доме она не увидела.
"Ни в какие службы нельзя дозвониться. Ни в 1551 (Контактный центр города Киева - ред.), ни в наш колл-центр. ДТЭК - то вообще, они даже трубку не берут. Я дозвонилась сегодня утром на 112, оставила заявку. Потом подсказали – обращайтесь и в полицию. И еще позвонила в ЖЭК мастеру. Подали заявку. У нас весь дом активный, поэтому, может, и надеемся, что к вечеру сделают нам свет", – добавляет она.
Оставлять заявки действительно можно и полиции.
"Когда линия 112 заработала на прием звонков об отсутствии электро-, тепло- и водоснабжения в домах, мы увидели, где нужно приблизить пункты к людям", – говорил РБК-Украина глава МВД Игорь Клименко.
Спасатели дежурят возле палаточных городков 24/7 (фото: РБК-Украина)
Отопления в доме госпожи Елены нет шесть дней. Дома она имеет один обогреватель, который перетаскивает по комнатам. Конечно, использовать его может, когда есть свет. Киевлянка признается: в таких ситуациях главное – не сидеть на месте, а двигаться.
"Не сижу на месте, что-то делаю, что-то убираю, что-то готовлю. Потому что если так сидеть, то можно совсем в яму. Надо психику как-то поддерживать, то я или выкладываю алмазную картину, или рисую. Нахожу для этого минутку. Ну, а что делать? Сколько той зимы осталось? Переживем. Но без них. Без света, без отопления. Но без них (россиян - ред.)", – говорит она уверенно в конце.
Возле второго пункта обогрева на улице Лаврухина общаются три женщины. Одна из них пришла с собакой. Лабрадор в розовой куртке радостно бегает вокруг людей.
"Она здесь весь пункт несокрушимости развлекала, со всеми детьми уже посидела. Она у меня очень любит общаться. Но это часто проблема, потому что часто говорят "куда она лезет, уберите собаку", – жалуется женщина.
Собака понимает много команд, охотно выполняет их по просьбе владелицы, все рядом улыбаются. У женщины – четыре лабрадора. Одного из них она взяла из приюта, сама работает медиком на скорой. Все трое живут в соседних домах рядом с пунктом обогрева.
"Со страхом думаем, что будет на этих выходных, когда снова наступит холод", – говорит одна из них.
На выходных и в последующие несколько дней в Киеве обещают очередное кардинальное похолодание. Новая волна морозов придет на смену "плюсовой" температуре, которая продержалась недолго. Ночью температур может достигать - 22-23 градуса мороза. Днем – до минус 15.
"Говорят, в одном доме здесь рядом каким-то образом есть отопление. А в других нет ни в одном", – добавляет она.
Отопления у 70-летней киевлянки Екатерины, которая тоже живет на Троещине, нет около восьми дней. Со светом ситуация тоже плохая.
В те редкие моменты, когда свет есть, квартиру поэтапно греют обогревателем: сначала одну комнату, потом вторую. И только потом нагревают бойлер. Если электроплиту включили, то бойлер в это время выключен, и обогреватель в это время тоже не включают.
"Вместе еще нельзя включить, потому что выбивает пробки. Пришли так, согрелись, пойдем в холодный дом. Одну комнату нагреем, посидим. Второго выхода нет", – говорит женщина.
Со стиркой сложно: напор воды очень низкий, и стиральная машина не тянет стирку.
На вопрос, как она относится к возможной установке туалетов на улице, реагирует очень недовольно: "Боже милый, ну это... Это уже, мне кажется, беспредел. Как же в туалеты будем на улице с 11-го этажа идти, то это уже вообще... Я ребенка буду тащить с 11-го этажа?"
Екатерина живет с дочкой и двумя внучками: "Школа закрыта, садик закрыт, все внучки возле бабы". Недавно женщина услышала, что отопления по всей Троещине не будет якобы вплоть до лета.
"Нам сказали конкретно: отопления не будет, горячей воды не будет. И все. До лета вообще не будет, пока не сделают, что там разбили. А там посмотрим", – говорит женщина. И добавляет: вся семья уже на это "настроилась" психологически.
Впрочем, глава Деснянской РГА Бахматов в разговоре с РБК-Украина эту версию частично развеял. По его словам, уже сейчас частично появилось отопление на Лесном массиве. Это уже около 20% Деснянского района.
Из Киева Екатерина с семьей ехать куда-то не планирует. Даже с Троещины, несмотря на все эти сложности, выезжать не хотят. Хотя в их квартире – не выше девяти градусов тепла.
"А что делать? Другого выхода нет. Будем все здесь, никто никуда не поедет. Будем ждать тепла, лета", – уверенно говорит женщина.