ua en ru

Лучше дома, чем где-либо? Психолог - о ВПЛ и жизни на чемоданах

Лучше дома, чем где-либо? Психолог - о ВПЛ и жизни на чемоданах Любой переезд - это дискомфорт, а вынужденное переселение - это мощный стресс (фото: Freepik)

В нашей стране есть эмоционально очень уязвимая категория людей - внутренне перемещенные лица. При этом многие украинцы отказываются эвакуироваться из опасных регионов, особенно это люди старших возрастных групп.

Почему эмоциональная связь с домом сильнее страха опасности, какова роль финансовой составляющей в отказе от эвакуации и как начать жизнь на новом месте, в интервью РБК-Украина рассказала доктор психологических наук Ирина Губеладзе.

Почему для человека важна связь с домом

Психолог отметила, что для любого человека связь с домом имеет огромное значение, ведь это часть его идентичности, корни и место силы.

"Особенно трудно покидать дом людям старшего возраста, которые прожили там большую часть жизни. Их эмоциональная связь с местом часто сильнее страха опасности. Они могут мыслить категориями: "я уже свое прожил", "лучше дома, чем где-либо", - рассказала эксперт.

Поэтому даже когда угрожает опасность, решение остаться для этих людей кажется более естественным, чем переезд.

"Любой переезд - это дискомфорт, даже в мирное время. А вынужденное переселение, когда человек не готов и не хочет этого делать, - это мощный стресс. Ведь речь идет не только о смене жилья, но и о потере привычного мира, разрушении социальных связей и необходимости строить все заново", - отметила психолог.

Люди старшего возраста переживают переезды тяжелее. В то же время и многие молодые люди отказываются выезжать из опасных регионов, не вывозят оттуда детей.

Какова роль финансовой составляющей

Весомым фактором для отказа от эвакуации является финансовый вопрос. Психолог подчеркнула, что люди фактически едут в неизвестность.

"Сложности усиливаются неопределенностью: будет ли работа, жилье, деньги, новое окружение? Для многих это слишком большая ответственность и эмоциональная нагрузка", - отметила эксперт.

Она добавила, что иногда отказ от эвакуации может быть бессознательным способом избежания ответственности за новую жизнь, которую придется заново выстраивать.

"В определенной степени это может быть проявлением инфантилизма, то есть нежелания брать на себя ответственность. Ведь человек осознает, что новая жизнь на новом месте потребует от него значительных усилий, в том числе и эмоциональных", - отметила специалист.

Психолог подчеркнула, что многие люди уже несколько раз пережили вынужденное переселение.

"И каждый раз это травма, которая накапливается. Поэтому главное, что можно сделать для таких людей, - это дать им ощущение безопасности, принятия и поддержки, не давить, не обвинять, а помогать шаг за шагом адаптироваться к новому пространству", - сказала эксперт.

Обращаются ли внутренне перемещенные лица к психологам

По словам Ирины Губеладзе, люди реагируют на обстоятельства по-разному. Но сейчас есть много программ поддержки - как для внутренне перемещенных лиц, так и для тех, кто выехал за границу.

"Интересно, что исследования показывают: среди людей, которые находятся в безопасных условиях за пределами Украины, признаки посттравматического стрессового расстройства наблюдаются довольно часто - по этому показателю они занимают второе место после военных", - рассказала эксперт.

Она подчеркнула, что речь идет не о самом диагнозе, а о признаках травматического опыта.

"Это результат длительной неопределенности, потери прежней жизни, чувства "оторванности" и отсутствия понимания, куда двигаться дальше", - отметила специалист.

Эксперт отметила, что заставлять человека обратиться к психологу невозможно - это внутреннее решение, до которого человек должен "созреть". Но все больше людей таки доходят до этого шага.

"И чем быстрее человек примет реальность, а именно: возвращение домой может произойти не скоро или уже не в той форме, какой он дом помнит, - тем легче ему будет выйти из состояния неопределенности и начать строить новую стабильность", - отметила Ирина Губеладзе.

Она рассказала, что многие внутренне перемещенные лица живут "на чемоданах", ведь убеждены, что переезд из дома - временный. Однако такое состояние - это постоянное ожидание, которое истощает. Поэтому важно переключиться на другое: "Мы живем здесь. Мы обустраиваемся. Мы действуем сейчас".