Ежегодно накануне рождественско-новогодних праздников украинцы украшают вечнозеленые елки и сосны. Однако откуда происходит эта традиция, что означает, а также как все изменилось во времена СССР, знать могут не все.
Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на пресс-службу ПЦУ в Facebook.
В ПЦУ рассказали, что люди уже привыкли к хорошей благочестивой традиции - украшать иконы и храмы по случаю больших религиозных праздников цветами, зелеными ветвями, травами, вербовыми веточками и т.п.
Сообщается, что в целом "украшать" означает:
При этом практика украшения храмов растениями была начата еще в ранние времена существования Церкви.
"Растения не только эстетически украшают храм, делают его уютным, они также передают определенный духовный, символический смысл", - добавили в ПЦУ.
Верующим напомнили, что накануне праздника Рождества Христова во дворах и внутри храмов в Украине традиционно украшают елки.
"Это вечнозеленое дерево символизирует нашу веру в вечную жизнь, которую нам подарил Господь", - объяснили в ПЦУ.
Кроме того, праздничную елку увенчивают рождественской звездой, которая символизирует вифлеемскую звезду, "которая более двух тысяч лет назад указала путь волхвам к Богомладенцу, и "увидев звезду, они возрадовались радостью весьма великой".
Тем временем у подножия елки принято устанавливать рождественский вертеп (шопку) с изображением описанного в Священном Писании события рождения Господа нашего Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии.
В ПЦУ сообщили, что изначально традиция украшения елки была именно рождественской.
В целом исследователи выводят традицию ставить в домах сосенки или елки, украшенные огоньками-свечами, сладостями и яркими игрушками, из западноевропейских стран (в частности из Германии).
Первое документальное упоминание об этом относят к началу XVI века.
"Постепенно с тех пор эта традиция распространилась и на всю Европу, придя и на наши земли", - отметили в ПЦУ.
В то же время в украинских селах с более давних времен выдающимся атрибутом народного празднования Рождества Христова был дидух - сноп из ржи или пшеницы.
"Его делали из первого собранного урожая, в Сочельник заносили в дом, украшали полотенцами и ставили на почетное место - в углу, возле икон", - рассказали гражданам.
В ПЦУ вспомнили также интересный факт: в 1916 году (во время Первой Мировой войны) в царском государстве российский церковный Синод призвал бойкотировать популярную рождественскую елку.
"Именно потому, что эта традиция была основана в Германии, которая была врагом", - объяснили в ПЦУ.
Отмечается также, что подобным образом на протяжении XIX века российская имперская власть относилась и к европейской традиции рождественских колядок.
Уточняется, что она была значительно больше распространена именно в Украине и почти неизвестна в Московии.
"Колядки объявлялись вредными и их даже запрещали петь в храмах", - добавили в ПЦУ.
В 1927 году в СССР началась антирелигиозная кампания:
Тогда большевики начали называть елку "пережитком буржуазного прошлого" и "религиозной агитацией".
"Но в 1935 году партийный пропагандист Павел Постышев "вернул" в СССР традицию украшения елки, сделав ее не рождественской, а исключительно новогодней", - сообщили в ПЦУ.
При этом впервые в СССР новогоднюю елку на замену рождественской установили именно в Украине - в городе Харьков.
И только в 1937 году была установлена первая кремлевская новогодняя елка.
"В советские времена богоборчества, осознав невозможность полностью искоренить такой обычай, ее стремились превратить исключительно в новогоднюю, заменив даже рождественскую звезду на елке кремлевской", - подчеркнули в ПЦУ.
"Сейчас мы украшаем рождественские елки, чтобы порадовать празднованиями детей, приближая для них радостный праздник", - рассказали в ПЦУ.
В то же время украинцам напомнили, что "для нас, как христиан, елка не является определяющим атрибутом празднования события Рождества Христова".
Отмечается, что важнее - подготовиться духовно к празднованию этого праздника:
"Пусть Господь помогает нам в этом", - подытожили в ПЦУ.
Напомним, ранее мы рассказывали, что в Киеве открыли главную елку страны ко Дню святого Николая и рождественско-новогодним праздникам.
Между тем в ПЦУ рассказали, правдиво ли утверждение о том, что "в большие праздники нельзя начинать новых дел".
Кроме того, мы объясняли, чем особенный Рождественский пост и как нужно вести себя в этот период каждому украинцу (в том числе детям, беременным, военнослужащим или больным людям).
Читайте также про рождественский цикл от Николая до Крещения - что означают украинские традиции.