ua en ru

Рождественский пост – не только о еде: блиц-интервью со священником ПЦУ

Рождественский пост – не только о еде: блиц-интервью со священником ПЦУ Рождественский пост продлится с 15 ноября по 24 декабря (фото: Getty Images)

Уже завтра, согласно новоюлианскому церковному календарю, начинается четвертый за год многодневный пост  Рождественский или Филиппов. Он продлится с 15 ноября по 24 декабря и станет своеобразной подготовкой украинцев к Рождеству.

Об особенностях поста и его правилах в блиц-интервью для РБК-Украина рассказал ректор Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости, протоиерей Православной Церкви Украины (ПЦУ) Георгий Коваленко.

Главное:

  • Чем Рождественский пост отличается от Великого?
  • Можно ли есть рыбу в пост?
  • Обязательно ли ограничивать алкоголь?
  • Что стоит знать тем, кто будет поститься впервые?

– Можно ли сравнить Рождественский пост с другими? Каковы его основные отличия?

– Каждый из многодневных постов является особенным. И Рождественский пост, если и сравнивать (с другими, Ред.), то, наверное, стоит его сравнивать с Великим постом (который в 2025 году длился с 3 марта по 19 апреля, Ред.).

Потому что он – так же длится 40 дней. Хотя Великий пост еще имеет дополнительную Страстную неделю.

В то же время по сути, по смыслам Рождественский пост очень отличается от Великого поста. Ведь если Великий пост – это путь к Пасхе, путь через пустыню покаяния, через искупление, такой, более покаянный... то Рождественский пост можно назвать таким, светлым и благотворительным.

Именно в Рождественский пост у нас День святого Николая. В Рождественский пост мы готовимся к рождению Христа. И Рождество – это день рождения Христа. Поэтому Рождественский пост – это время подготовки к этому дню рождения.

– Чем период Рождественского поста особенный для верующих?

– На день рождения обычно мы ходим с подарками. И поэтому Рождественский пост – время подготовить подарки. А лучшие подарки Богу – это добрые дела и забота о тех, кто нуждается в нашей помощи.

Когда-то Христос сказал: "Если вы кого-то накормили, напоили, приютили у себя дома, посетили в больнице или в тюрьме – это вы сделали мне".

Поэтому как раз Рождественский пост – это время для добрых дел. Время просвещения. Время заботы о детях и об их воспитании. Поэтому он такой, более светлый, возможно.

И в это время мы... учим колядки, готовимся к рождественским спектаклям. То есть готовимся к Рождеству.

– Нужно ли готовиться к этому посту заранее (духовно или физически)?

Рождественский пост не предусматривает подготовительных недель, как Великий пост. Более того, он не такой строгий, как Великий пост.

В Рождественский пост традиционно не отказываются от рыбы. Есть даже те люди, которые традиционно оставляют молоко. То есть пищевые традиции – разные.

Но он не такой строгий, как Великий пост. И поэтому какой-то дополнительной подготовки к этому посту не нужно. Просто, я думаю, сам пост является подготовкой к Рождеству.

– Что стоит знать о "пищевых практиках" в период Рождественского поста, особенно учитывая жизнь украинцев в период полномасштабной войны?

– Мы живем в то время, когда Церковь не столько регулирует пищевые практики, не столько регулирует то, что нам можно или нельзя есть, сколько говорит о смыслах, о которых мы должны думать в это время.

На самом деле ограничения в еде являются определенной вспомогательной практикой. И они в основном сейчас решаются в индивидуальном порядке.

Мы живем во время войны. Военные, у них, конечно, свои практики. И их не нужно ограничивать, наверное, в еде.

Люди, которые сейчас потеряли крышу над головой, или у которых нет света, или которые являются вынужденными переселенцами – так же. Это не вопрос о еде.

– Каковы ограничения в еде в период Рождественского поста? Какие продукты традиционно употреблять не стоит?

– С другой стороны, еда – это "инструмент". То есть ограничение себя в еде – это "инструмент", а не цель поста.

И поэтому насчет ограничений в еде стоит советоваться со своим приходским священником, или знакомыми верующими людьми. Но очень обращать внимание на свою ситуацию. Учитывать свои обстоятельства.

Потому что, знаете, вот это ограничение – должно наполнять. Оно должно освободить у нас время, освободить у нас определенные ресурсы и определенные возможности для созидания добра.

Поэтому мы не должны быть зациклены на еде.

Но если говорить о традиции, то традиционно – ограничение насчет мясного. Это традиционное ограничение во время любого поста. И поста Рождественского.

Рыба – благословляется. Сыр, молоко – индивидуально.

Есть те, кто не употребляет. Есть те, кто употребляет. Эти практики сейчас, скажем так, более широкие. И не сконцентрированы на еде.

– Разрешается ли в период поста употребление алкогольных напитков?

– Пост – это практика, которая позволяет человеку избавиться от зависимостей. Если алкоголь – это зависимость для человека, то, в принципе, я бы советовал на время поста сознательно отказываться вообще от алкоголя.

С другой стороны, алкоголь не является какой-то "непостной пищей". Поэтому если речь идет о каком-то празднике, каком-то событии... Пост должен научить нас не быть зависимыми от еды и от алкоголя в том числе.

То есть алкоголь является одной из тех вещей, которые вызывают зависимость. Я думаю, что как раз попрактиковать ограничение или полный отказ от алкоголя во время поста – это хорошая практика. Но не является обязательной.

Просто как и в любое время – нужно знать меру употребления алкоголя. И в пост она точно должна быть не большой.

– Может ли человек соблюдать пост без посещения храма, исповеди, причастия?

– Пост – это одна практика. Посещение храма – это другая практика. Исповедь и причастие – это таинство.

Желательно, когда человек в пост как раз говеет, то есть готовится и причащается, если он не имеет такой возможности – он может молиться. Он может поститься.

Пост напрямую не связан с исповедью и причастием. Это – разные практики.

Когда они объединяются – это хорошо. Когда что-либо из них невозможно – надо смотреть на условия.

– Нужно ли соблюдать ограничения в еде больным людям, беременным, детям?

– Церковь всегда как раз в отношении больных, беременных, детей... выступает за "разумный" пост.

Это нужно делать разумно. Военным, беременным, больным, детям, людям путешествующим. В этом отношении нужно просто посоветоваться со своим священником и выбрать ту форму, которая реальна и возможна.

То есть поститься – это не о еде... Поститься можно вообще не обращая внимания на еду.

– Обязательно ли соблюдать пост военнослужащим? Как они это могут делать в современных реалиях?

– Пост – это определенная практика сознательного самоограничения. То есть человек может сознательно себя ограничить в том, что условно "не является полезным".

Например, есть проблема в армии со сквернословием. Почему бы не попрактиковать, по крайней мере в общении дружеском, с побратимами? Отказаться на время поста – попрактиковать такой отказ от брани?

Это – хорошая практика. И для этого не нужно чего-то дополнительного.

Более того, пост может быть временем для чтения или слушания определенного типа литературы. И это – также определенная практика.

То есть пост – это когда мы стараемся делать больше важного и полезного. И отказываться от бесполезного и того, что вызывает у нас зависимости.

У каждого свои могут быть зависимости. Как раз в пост можно попрактиковать такие вещи сознательно, осознанно.

Понять, что тебе мешает быть лучшим человеком. Или быть достойным христианином. И попрактиковать отказ от того, что мешает. И, наоборот, попрактиковать то, что помогает, является важным и полезным.

– Накладывает ли Рождественский пост определенные ограничения на "социальную жизнь" человека, его ежедневные привычки?

– Пост – это умение сознательно себя ограничивать и практиковаться в добрых делах. И ограничивать себя в отношении своих зависимостей.

Например, игромания может быть зависимостью. И ее можно попробовать ограничить во время поста. Это может сделать и ребенок.

Это не значит полностью отказаться. Но уметь контролировать собственные пристрастия.

Это – важный навык, который формируется как раз с помощью поста.

Постоянное сидение в социальных сетях. Это зависимость сейчас? Зависимость. Следовательно – научиться информационному посту и уметь себя ограничивать. И потреблять полезный информационный продукт.

Это не значит не следить за тревогами, или за чатами, куда летит ракета. Или не смотреть новости. Смотреть.

Но не делать это круглосуточно. Делать это с действительной пользой. Не просто "залипать" в TikTok или в ленте новостей, где бесконечно повторяются одни и те же сюжеты.

Например, начать читать в пост электронные книги. С того же смартфона. И таким образом получить возможность это делать.

То есть это – практика. Здесь есть поле для определенного творчества, духовного творчества.

Нужно понять суть поста. И отталкиваясь от сути – создать себе индивидуальные современные практики, которые будут помогать нам быть более свободными, более сознательными в отношении собственной жизни.

Помогать нам становиться лучшими людьми. И это, как подарок, принести Христу на день рождения.

– Накладывает ли пост какие-либо табу или ограничения на супружескую жизнь?

– На это есть ответ у апостола Павла. То есть есть традиция поститься в определенных отношениях между мужем и женой. Но апостол Павел говорит: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве что по взаимному согласию ради поста".

Поэтому вот здесь первое, главное, есть взаимное согласие. И более того, если мы уже говорим о супружеских отношениях, то заповедь, которую Бог давал Адаму и Еве в раю, это была заповедь "Плодитесь и размножайтесь".

Учитывая, скажем так, то, что у нас большое количество людей, молодых людей, погибает. Учитывая, что у нас... депопуляция (систематическое уменьшение численности населения, Ред.) то, в принципе, здоровые семейные отношения – Церковь их не запрещает.

– Как в период поста можно поддерживать романтические отношения влюбленным?

– С другой стороны – романтика. Знаете, это – естественное также состояние, когда люди влюбляются.

Просто, я думаю, что как раз этот период поста, возможно, влюбленным тоже важно провести в каких-то важных... как бы это правильно сказать, практиках. Которые бы углубляли их отношения.

Когда влюбленность базируется не только на гормонах или физическом влечении друг к другу, а базируется и на духовной родственности, на определенных общих интересах, общих увлечениях, совместном служении чему-либо или кому-либо.

Это так же может быть практикой для влюбленных – вместе делать какое-то важное доброе дело во время поста.

Заботиться о детях, о пожилых людях, о переселенцах. Посещать военных в больнице. Это тоже может быть совместной практикой.

И для этого не нужно, скажем так, закрываться в отдельных домах, не видеть друг друга. Но это можно делать с пониманием определенного периода и с пользой для души.

Но, опять же, любовь – Бог есть любовь. И поэтому вот эту нашу естественную любовь, естественное, так сказать, желание близости – надо еще наполнить и смыслами. И высокой любовью. Тогда будет крепкой и наша земная любовь.

– Что можно посоветовать тем, кто планирует поститься впервые в жизни? Как не превратить пост в диету и сохранить духовный смысл?

– Во-первых, человек должен понять, чем он должен наполнить этот период. В отличие от его обычной жизни.

Если человек постится впервые, возможно, он должен прочитать Евангелие, Новый Завет. Подумать над этим.

Это как раз та история, которая о рождении Христа и дальше – о его земной жизни.

Только очень важно, как бы это сказать, "выдержать" первую главу, где перечисляется родословная. Дальше будет интереснее. Это тоже важно.

С другой стороны, человек должен подумать: "А что доброго, ради Христа, ради этого поста, во время этого поста я хочу сделать? Какие добрые дела я буду делать во время поста? От чего я отказываюсь, но и что высвобождается у меня – время, что-то другое. Как это смогу использовать?".

– Что важнее всего понять человеку, который решил придерживаться поста впервые?

– Я думаю, что самое главное для человека, который начинает поститься, не концентрироваться только на еде.

Эта практика, это умение – очень быстро приходит. И большинство людей спокойно может отказываться от определенных типов пищи. Это – не такая сложная процедура.

Но она – не является главной. Это, повторюсь, средство.

Вопрос в том – какова цель. То есть какова цель моего поста? Что я, как дар, приношу Христу? Если я отказываюсь от какой-то пищи, то что я приобретаю? От чего я могу отказаться, как от какой-то лишней страсти, или какой-то плохой привычки? От какой плохой привычки я отказываюсь во время этого поста?

– Каков главный вопрос для тех, кто начинает поститься?

– Вот это определенное ограничение в еде (во время поста, Ред.) – тоже освобождает человека.

Человек начинает понимать, что он может не быть "рабом еды". Ему не обязательно постоянно беспокоиться "а что мне съесть".

Оказывается, что, в принципе, не так много человеку и нужно. И это может быть очень простая, но не менее вкусная еда.

И не беспокоиться об этом – это может человека освободить. Освободить в его сердце, голове, пространстве много места, которое нужно чем-то заполнить.

Вот этот ответ на вопрос "чем это должно быть заполнено" – это является главным вопросом для тех, кто начинает поститься.

– Что делать человеку, если он начал поститься, а потом "что-то пошло не так"? Можно ли сказать, что он "сорвал" эту практику?

– Главное в пост – не есть друг друга и не использовать термин "сорвался".

Пост – это, знаете, не формат "зашился от алкоголя". И сорвался потом, ушел в запой.

В каком-то смысле человек может понять, что он – да, несовершенен. Но попробовать снова.

Как раз-таки пост – это практика. Аскеты – от слова "упражнения" (слово "аскет" происходит из греческого языка и означает "обученный упражнениям", Ред.). То есть для того, чтобы стать более совершенным, нужно упражняться.

И как в спорте, у человека не всегда все получается сразу. Все же нужен определенный навык, чтобы к этому привык организм, привыкли мышцы.

Так и с духовными практиками, и с постом. Это – определенный процесс.

Если что-то не получается, или человек, скажем так, вынужден, или попадает в определенные обстоятельства, когда он не может продолжить свою постную практику, он ее может продолжить, когда у него обстоятельства изменились.

Если он возвращается к этой истории, хочет продолжить. То есть если единственный раз что-то не удалось – это не повод останавливаться.