Рождественский цикл от Николая до Крещения: что означают украинские традиции - блиц с этнологом
Как украинцы отмечали рождественские праздники в древности (фото: Getty Images)
Как украинцы отмечали зимние праздники в древности, как нашим предкам удалось сохранить традиции во время советского запрета и целесообразно ли было переносить Рождество на 25 декабря, – в блиц-интервью РБК-Украина.
Главное:
- Как украинцы отмечали Святвечер в древности
- Почему древние колядки не содержат христианских смыслов
- Запрещенное Рождество: как советская власть боролась с праздником
- Новый год без боя курантов. Как на самом деле украинцы отмечали этот праздник
- Купались ли наши предки в прорубях на Крещение
Рождество для украинцев всегда было не просто праздником, а целым миром обрядов, символов и верований, которые передавались из поколения в поколение. Несмотря на советские запреты, преследования колядников и попытки стереть национальные традиции, украинцы сумели сохранить свою рождественскую культуру – от дидуха и коляды до щедривок и вертепов.
РБК-Украина расспросило академика, директора Института народоведения НАН Украины Степана Павлюка о рождественском цикле праздников и украинских традициях в этот период.
От Николая до Крещения. Как в древности украинцы отмечали рождественские праздники
– Рождественский цикл начинается от Николая и завершается на Крещение. Как украинцы когда-то готовились к этим праздникам?
– Праздничные ритуалы имеют историческую глубину, но уже сейчас трудно отследить, когда зародилась определенная традиция. Их передавали от деда-прадеда. Есть зафиксированные обряды с XIX века, некоторые с XX-го, но они добавляются еще и сегодня. Конечно сейчас уже нет той эмоциональной окраски, но хорошо, что толеруются колядки, вертепы, рождественские фестивали.
Традиция делать подарки на Николая существует издавна, ее благословила церковь. На этот праздник каждый заботился, чтобы быть благотворителем. Родители, дедушки и бабушки пытались порадовать детей, но делали это так, как будто подарок от Святого Николая.
Готовясь к рождественским праздникам, украинцы, прежде всего, заботились о моральном очищении, потому что с рождением Христа, рождалась новая вера и надежды. Этот период был магическим, мистическим, эмоциональным. Если люди понимали, что чем-то провинились в течение года, то шли исповедоваться. Это было более значимо, чем соблюдение материальных обрядов, таких как угощение на праздники.
Главное, чтобы на Святвечер приходили с чистой душой и совестью. Традиционно на праздничном столе должно было быть постных 12 блюд: кутья, различные вареники, голубцы, рассолы и тому подобное. Считалось, что эта сакральная цифра связана с 12 апостолами Христа.
Академик, директор Института народоведения НАН Украины Степан Павлюк (скриншот)
– Какими обрядами сопровождался Святвечер?
– Накануне Рождества в доме на пол стелили солому, это символизировало ложе, на котором родился Иисус. Хозяин вносил в дом дидух. Этот сноп – зерно, выращенное самим же хозяином. Это символ достатка, благодарность за полученный урожай в этом году. Ведь украинцы, чтобы сохранить урожайность, часто перед посевом кропили поле святой водой, бросали в пашню скорлупу с пасхальных яиц и тому подобное. Таким образом люди сочетали прагматизм с духовными соображениями.
На Святвечер вспоминали умерших. Люди верили, что души надо задобрить словом или определенным действием. В течение года украинцы не имели большой возможности это делать из-за бытовых дел, а на Рождество это особенно акцентировалось.
После ужина на столе оставляли блюда, потому что верили, что души предков придут на праздник. Обязательно угощали скот – заносили ему еду в конюшню. Это показывало единство, сплоченность всего нашего бытия – что так же внимание уделялось не только людям, но и тем, кто нужен был для работы.
На само Рождество все взрослые шли в церковь на богослужение, где священник давал наставления, призвал громаду не обходить вниманием бедные семьи, помогать им в этот период. Также совместно колядовали.
Традиционно на Святвечер готовили 12 постных блюд (фото: instagram com ukrainiansinbodrum)
– Тексты древнейших колядок не содержат христианского наполнения, почему так ?
– Были церковные песни и были светские, где воспевали семью, хозяйство и все остальное, потому что колядки должны были охватывать содержанием все сферы жизни. Те, которые посвящались новорожденному Иисусу, благословляла церковь. Вместе со светскими они становились единым пластом духовной культуры.
Во время колядования исполнялась церковная песня, а тогда уже светская для хозяина, хозяйки, хозяйства. Такие песни резонировали в обществе, поэтому "размножались", их начали создавать на все случаи жизни.
К коляде были привлечены фактически все возрастные слои, дети тоже прославляли новорожденного Христа.
– Есть ли свидетельства с какого периода появляется вертеп и чем он особенный в воспроизведении народных праздников?
– Украинскому вертепу несколько веков, уже в XIX-м мы имели вертепную школу. Кроме библейских персонажей – Иисуса, Ирода, со временем вводится черт, жид, цыган, москаль. Такие вертепные группы были социально ориентированы, они показывали жизненные драмы и формировались так, чтобы общество лучше воспринимало это действо.
– Где-то в начале ХХ-го века у украинцев появилась елка. Как она у нас прижилась?
– Действительно, в какой-то момент этот ритуал дошел до нас. Это было эстетично и интересно в контексте украшения, но столетие назад это не было массовым. Елка тогда не стала важнее главных ритуальных символов Рождества, в частности дидуха. Елка была еще одним элементом, которым можно было дополнить Святвечер.

Современные колядники (фото: Getty Images)
Запрещенное Рождество: как украинцам удалось сохранить традиции
– Во время установления советской власти в Украине коммунисты запрещали Рождество. Как нам удалось сохранить традиции?
– Вообще, сохранение – это постоянная историческая черта украинцев. Даже при репрессиях нам удавалось сохранять и себя, и традиции.
Большевики протестовали против вертепа, потому что там был жид, москаль. Эти образы нервировали тогдашнюю власть. Они целые репрессивные отряды бросали на вертепы, а вот колядников меньше преследовали.
В те времена группы колядников приходили друг к другу только ночью, но даже тогда их разгоняла полиция. Конечно, на второй день этих организаторов уже в конторе допрашивали, они имели немало хлопот. Но это не означало, что люди не собирались для празднования. Втихаря, но даже в самые жестокие времена в селе в морозные вечера можно было услышать коляду.
В нашем селе был интересный случай с вертепом. Как-то в Волосянку, что под Сколе, приехали партийные руководители с района, чтобы показательно разогнать вертеп и навести страх на всех остальных. Ну вот Первый секретарь увидел группу ряженых парней, и захотел себя проявить – поймать кого-то из вертепников. Перед ними бегал чертенок, но не давал себя поймать. Тот гонялся за ним, гонялся и в конце концов схватил за хвост. Оказалось, тот был сделан из колючей проволоки – Первый секретарь все руки себе поцарапал, что еще больше его разозлило.
– Какие рождественские традиции советской власти удалось уничтожить?
– Хотя и вертепные "походы" были, но уничтожить традиции не удалось. За время Независимости Украины все восстановилось. Конечно, уже несколько в видоизмененном состоянии, но уничтожить наши обряды коммунисты не смогли.
Группа щедривников в селе Сасовка Свалявского района Закарпатской области. Время съемки – примерно полвека назад (скриншот: instagram.com/past.continues)
Ряженые щедривники в окрестностях Коломыи, 1960-е годы (скриншот: localhistory.org.ua)
– Как наши предки в древности отмечали Новый год?
– По-разному. Где-то активно водили Маланку, где-то преобладали женские группы щедривников, где-то детские. Было очень разнообразно, но все было посвящено прославлению рожденного Христа.
Накануне Нового года на Щедрый вечер украинцы устраивали совместный ужин, потом могли идти в гости к родственникам, соседям. А вот посевать на Новый год преимущественно ходили мальчики, девочек сначала не привлекали. Потом появились смешанные группы.
– Согласны ли вы с тезисом, что советская власть популяризировала Новый год с курантами в полночь, чтобы отвлечь внимание от Рождества?
– Безусловно, это же формировалось не только запретами – различные структуры создавали псевдо-праздники, чтобы наполнялись стихами, песнями о славе тех, кто уничтожал настоящие традиции.
– Рождественский цикл заканчивался на Крещение. Каких традиций придерживались на этот праздник и купались ли когда-то украинцы в проруби?
– На Крещение освящали воду, это было еще одно очищение, которое становилось людям оберегом на целый год. Затем любое дело могли начинать с освящения этой водой. Это чрезвычайно активно было введено в сельский быт.
На реках и озерах торжественно делали проруби, это сопровождалось церковными песнями. Действо давало людям определенный эмоциональный заряд. Есть определенные свидетельства о купании на Крещение, но это не было массовым и показательным, как сейчас. На самом деле по селам это делали изредка, разве какие-то смельчаки, чтобы похвастаться.
Освящение воды над Збручем, 1910 год (фото: vsviti.com.ua)
– А как перенос Рождества на 25 декабря повлиял на сохранение традиций?
– В изменении даты есть и моя заслуга, потому что я давно морочил голову патриарху-предстоятелю Украинской греко-католической церкви Любомиру Гузару о переходе на новоюлианский календарь, но тогда это было не так актуально.
Также я обращался к его преемнику Святославу Шевчуку, а потом даже к Нунцию (постоянному дипломатическому представителю Папы Римского в государствах, – Ред.) направил копии этих писем и попросил посодействовать в этом вопросе. В конце концов мы получили результат. Мы должны были перейти на одно летоисчисление с западным миром, потому что это естественно, ведь у нас одно светило.