ua en ru

В.Ющенко обратился в КСУ по поводу неконституционности закона о финансировании Нацбанком мероприятий по подготовке к Евро-2012.

Президент Украины Виктор Ющенко обратился в Конституционный суд Украины для решения вопроса конституционности ряда положений некоторых законов Украины, которые касаются финансирования Национальным банком Украины мероприятий по подготовке к Евро-2012. Об этом сообщает главная служба информационной политики Секретариата президента Украины.

В сообщении указывается, что основанием для обращения является несоответствие Конституции ряда положений закона "О государственном бюджете Украины на 2009 г.", закона "О Национальном банке Украины", а также закона "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 г." и некоторые другие законы Украины".

В частности, частью второй ст. 4 закона "О государственном бюджете Украины на 2009 г." (в редакции закона от 21 августа 2009 г. №1608-VI) предусмотрено, что НБУ в 2009 г. вносит в госбюджет превышение сметных доходов над сметными расходами Нацбанка по итогам поквартального выполнения сметы доходов и расходов НБУ в текущем году на общую сумму не менее как 9,8 млрд грн, в том числе за первое полугодие не менее как 3,4 млрд грн, за третий квартал не менее как 3,4 млрд грн, за четвертый квартал не менее как 3 млрд грн.

По мнению В.Ющенко, это положение названного закона не отвечает Конституции, исходя из того, что основной функцией центрального банка государства является обеспечение стабильности денежной единицы. Предусмотренное же внесение Нацбанком в 2009 г. в госбюджет превышения сметных доходов над сметными расходами текущего года является не чем другим, как авансовым финансированием расходов госбюджета и требует осуществления Нацбанком дополнительной, ничем не обеспеченной эмиссии, которая приводит к ускорению темпов инфляции, срыва курса гривны, которая по части первой ст. 99 Конституции является денежной единицей Украины, и, следовательно, не отвечает приведенной норме части второй ст. 99 Основного закона.

Президент отмечает также, что отмеченный закон рассмотрен, принят и вступил в силу с нарушением конституционной процедуры. В частности, закон №1608-VI "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 г." и некоторые другие законы Украины" принят Верховной Радой Украины 1 июля 2009 г. Президент 3 августа 2009 г. вернул данный закон со своими предложениями в парламент для повторного рассмотрения. Во время повторного рассмотрения 21 августа 2009 г. ВР предложения Президента к закону №1608-VI отклонила и приняла закон 384 голосами народных депутатов, то есть более чем двумя третями от ее конституционного состава. Анализ закона, принятого парламентом 21 августа 2009 г., засвидетельствовал, что его текст отличался от одноименного закона, который Президент, руководствуясь нормами части второй ст. 94 Конституции, вернул 3 августа 2009 г. со своими предложениями в парламент для повторного рассмотрения. Так, законом, принятым 21 августа 2009 г., предусматривается часть вторую ст. 4 закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 г." изложить в новой редакции, по которой НБУ в 2009 г. вносит в госбюджет превышение сметных доходов над сметными расходами Нацбанка, в частности, за первое полугодие, на протяжении трех рабочих дней со дня вступления в силу закона от 21 августа 2009 г. №1608-VІ "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 г." и некоторые другие законы Украины" (подпункт 3 пункта 1 раздела I). Закон же, который был возвращен 3 августа 2009 г. Президентом для повторного рассмотрения парламентом, в этой части текста содержал ссылку на закон "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 г."и некоторые другие законы Украины", датированный 1 июля 2009 г.

В связи с этим В.Ющенко отмечает, что по правовой позиции КСУ, выраженной им в решении от 7 июля 1998 г. №11-рп/98 по делу относительно порядка голосования и повторного рассмотрения законов парламентом, "термин "закон" употребляется в части четвертой ст. 94 Конституции в значении юридически целостного и структурно завершенного нормативно правового акта, который принимается парламентом в соответствии с его конституционными полномочиями (п. 3 части первой ст. 85, ст. 92 Конституции), и не означает по содержанию отдельную часть закона или поправку к нему"; "если парламент, отклонив предложения Президента или полностью учтя их, вносит по своей инициативе дополнительные изменения к закону, не предусмотренные предложениями главы государства, то измененный таким способом закон подпадает под действие части второй ст. 94 Конституции: Президент имеет право повернуть данный закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями для нового рассмотрения ВР или подписать его, принять к выполнению и официально обнародовать" (абзацы четвертый и восьмой п. 4 мотивировочной части решения); на текстуальной неизменности закона даже в случае отклонения всех предложений Президента КСУ указывалось и в решении от 7 июля 2009 г. №17-рп/2009 по делу о конституционно установленной процедуре вступления в силу закона (подпункт 4.1 п. 4 мотивировочной части решения).

Ввиду того, что в текст закона парламентом были внесены указанные изменения, глава государства, руководствуясь требованиями части второй ст. 94 Конституции, которой Президент Украины наделен правом в течение пятнадцати дней по получении закона подписать его, принимая к выполнению, и официально обнародовать его или вернуть закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в ВР для повторного рассмотрения, вернул указанный закон в парламент для повторного рассмотрения со своими предложениями. Однако закон №1608-VI в парламенте после применения Президентом права вето не рассматривался. Парламентом 6 октября 2009 г. было принято постановление №1631-VI "Об обеспечении выполнения конституционной процедуры вступления в силу закона Украины "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 г." и некоторые другие законы Украины" от 21 августа 2009 г. №1608-VI, которым поручено председателю ВР обнародовать и опубликовать за своей подписью указанный закон в случае необнародования его Президентом в трехдневный срок со дня принятия этого постановления (п. 2). Председатель парламента Владимир Литвин 15 октября 2009 г. опубликовал закон от 21 августа 2009 г. №1608-VІ "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 г." и некоторые другие законы Украины" в газете "Голос Украины" №194 за своей подписью. Между тем, указывает В.Ющенко, по Конституции председатель ВР наделен полномочиями по безотлагательному официальному обнародованию и опубликованию за своей подписью лишь тех законов, которые повторно рассмотрены и вновь приняты парламентом не менее как двумя третями от ее конституционного состава, но не подписанные Президентом (часть четвертая ст. 94), и не уполномоченный осуществлять опубликование за своей подписью законов, к которым Президентом применено право вето, что имеет следствием отмены последних результатов голосования за них.

"При таких обстоятельствах считаю, что при рассмотрении, принятии и вступлении в силу данного закона была нарушена установленная ст. 94 Конституции Украины процедура принятия законов и вступления их в силу", - говорится в представлении В.Ющенко в КСУ.

Президент просит КСУ признать не отвечающими Конституции (являются неконституционными):

- положения частей первой и второй ст. 1, п. 44 ст. 2, части второй ст. 4, п. 45 ст. 6, п. 58 ст. 34, ст. 341, п. 5, абзаца четвертого пункта 7 части первой и части третьей ст. 76 закона от 26 декабря 2008 г. №835-VІ "О государственном бюджете Украины на 2009 г.";

- положение части третьей ст. 5 закона от 20 мая 1999 г. №679-ХІV "О Национальном банке Украины";

- закон Украины от 21 августа 2009 г. №1608-VI "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 г." и некоторые другие законы Украины".

Для участия в конституционном рассмотрении по этому представлению уполномочены заместитель главы Секретариата президента - представитель Президента в КСУ Марина Ставнийчук и руководитель главной службы социально-экономического развития Секретариата президента Роман Жуковский.