ua en ru

В США недостаточное количество маркетмейкеров на биржах, - Комиссия по ценным бумагам и биржам США

События 6 мая 2010 г., когда обвал на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) за 20 минут сократил ее капитализацию на 862 млрд долл. и опустил индекс Dow Jones более чем на 9%, не на шутку озадачили американских регуляторов. В ходе длительного расследования в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) нашли сразу несколько возможных причин обвала. Одной из них стало фактическое отсутствие на рынке традиционных маркетмейкеров, пишет РБК daily.

По правилам (NYSE) именно маркетмейкеры раньше несли основные риски: в моменты обвала рынка им приходилось активно покупать обесценивающиеся активы, предоставляя инвесторам возможность продать падающие бумаги. Деятельность таких игроков в совокупности с ограничением по открытию коротких позиций на снижающемся рынке давала существенные результаты по предотвращению обвалов.
Массовому исходу традиционных маркетмейкеров, к примеру, компании LaBranche, которая была основана еще в начале прошлого века, способствовали реформы SEC. К примеру, регулятор обязал американских брокеров и дилеров перейти на более мелкий шаг при выставлении заявок. После этого цены на какой-либо актив должны были выставляться с точностью до одного цента. Такая мера снизила разницу между ценами покупки и продажи, больно ударив по прибыли маркетмейкеров.
Затем традиционные маркетмейкеры на крупнейших торговых площадках США стали плавно вытесняться автоматизированными системами торговли, которым придавалась функция контроля ликвидности. Правда, в силу ряда законодательных изменений фирмы, поддерживающие ликвидность электронным способом, оказались особенно не обременены обязательствами покупать на падающем рынке. В итоге традиционные маркетмейкеры почти вымерли как вид. Так, с 2000 г. их количество на NYSE сократилось с 25 до 5 компаний.
Теперь перед SEC стоит непростая задача - заставить существующих маркетмейкеров работать не только на нормальном рынке, аккумулируя прибыль, но и выполнять свои функции в моменты кризиса. Существующая проблема усугубляется еще и достаточно большим количеством торговых площадок - в США их насчитывается 11.