ua en ru

В Украинской энергетической ассоциации объяснили важность принятия закона об уравнивании ставок акциза на топливо

В Украинской энергетической ассоциации объяснили важность принятия закона об уравнивании ставок акциза на топливо Фото: во время круглого стола (пресс-служба)
Автор: РБК-Україна

Принятие парламентом законопроекта №4098 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно сбалансированности ставок акцизного налога на топливо" позволит сохранить украинскую нефтеперерабатывающую отрасль, снизить цены на бензин и защитить отечественный топливный рынок от российской экспансии.

Об этом в ходе круглого стола на тему: "Рынок нефтепродуктов Украины, угрозы и перспективы развития" заявила президент Украинской энергетической ассоциации Юлия Пидкоморна.

"Чтобы Украина и украинцы чувствовали себя в безопасности, мы должны быть способны преодолевать кризисы и поддерживать экономику собственными силами. Для достижения успеха в нефтепереработке должны соединиться три фактора: наличие сырья, справедливые налоги и рынки сбыта. Чем больше перерабатываем - тем дешевле бензин или дизтопливо. Чем меньше акциз - тем дешевле топливо для потребителя", - заявила Пидкоморна.

Народный депутат и один из авторов законопроекта №4098 Алексей Мовчан считает, что вопрос сохранения отечественного производства и энергонезависимости от страны-агрессора сейчас крайне актуальный.

"Две недели назад зарегистрирован законопроект, и мы видим некоторые непонимания, который он вызывает. Не все понимают в каком состоянии находится сейчас отрасль, мы стараемся объяснять депутатам и центральным органам исполнительной власти о кризисной ситуации и результаты, которые будут достигнуты от его принятия. О том, как важно в условиях гибридной войны и дополнительного падения экономики из-за пандемии, сохранить отечественное производство, а не платить баснословные суммы из-за импорта, в том числе, и из России. 17 авторов этого законопроекта из разных фракций поддерживают стремление урегулирования проблем на рынке, как и многие стейкхолдеры и участники рынка", - сказал он.

В свою очередь, начальник главного управления обеспечения функционирования нефтегазовых рынков директората нефтегазового комплекса и развития рынков нефти, природного газа и нефтепродуктов Министерства энергетики Николай Колесник отметил, что основные поставщики сжиженного газа для Украины сейчас - это Россия, Беларусь, Казахстан.

"Надо учитывать реальную ситуацию на рынке. Министерство поддерживает стремление сбалансировать ситуацию на рынке и предоставит свое заключение по законопроекту №4098 в ближайшее время. Окончательная позиция Министерства энергетики сейчас готовится", - заявил Колесник.

По мнению государственного эксперта директората нефтегазового комплекса и развития рынков нефти, природного газа и нефтепродуктов Министерства энергетики Елены Чайковской, рынок нефтепродуктов слишком чувствителен и позиция министерства по изменению акцизов частично совпадает с позицией законопроекта.

Геннадий Рябцев, руководитель спецпроектов НТЦ "Психея" добавляет, что есть стратегические документы, в том числе решение СНБО по уменьшению энергетической зависимости Украины и диверсификации поставок энергоносителей, согласно которому должно быть не более 30% из одного источника.

"Также мы имеем обязательства по Соглашению с ЕС относительно сбалансирования размеров налогов на нефтепродукты. По моему мнению, в законопроекте №4098 авторы не придали этому должного обоснования. По мнению народных депутатов рост акциза должно привести к увеличению поступлений в бюджет. Однако я считаю, что это неправильно. Нужно провести моделирование, которое точно покажет такой рост. Надо учитывать, что изменения акцизов повлияют на многие факторы, поэтому должен быть более взвешенный подход для согласования всех политик", - отметил Рябцев.

Первый заместитель председателя правления ПАО "Укртатнафта" заявил, что сегодня речь уже не идет о поддержке или развитии, а о спасении отрасли.

”Именно на это направлен законопроект №4098. Именно на спасение! Наши заводы начнут скоро закрываться при существующей ситуации, так как снижение объемов потребления бензина до 1,6 млн т. с учетом наличия импорта, повлечет уменьшение переработки до технологического минимума или вообще остановки производства. Первым может пострадать государственный Шебелинский ГПЗ. А дальше пойдет цепная реакция по смежным отраслям: добычи и транспортировки", - отметил Руслан Ляпка.

По его словам, россияне зарабатывают на нас сверхприбыли, поскольку продажа сжиженного газа в Польшу с учетом того, что она находится географически дальше, чем Украина, и включает еще и логистические затраты, осуществляется значительно дешевле.

"Из-за пандемии коронавируса снизились объемы потребления, приостановились и объемы роста потребления сжиженного газа. Иначе мы бы уже в следующем году говорили о возможном закрытии заводов. Поэтому для очередного погружения в процедуры согласования, которое мы проводим последние 6 лет, уже не осталось времени. Возможно чем-то придется пожертвовать, но и все наши обязательства перед ЕС по повышению акцизов с европейскими минимальных уровней: 359 Е / тонн. на бензин и 330 Е / тонн. на дизель надо соотносить с нашими реальными возможностями и покупательной способностью украинских граждан. Просто дискутируя и ничего не делая мы только теряем рынок", - отметила Руслан Ляпка.

Напомним, Украинская энергетическая ассоциация объединяет на своей площадке профессиональных экспертов и представителей бизнеса в топливно-энергетическом комплексе Украины с целью совместной защиты интересов бизнеса, конкурентное развитие рынков и выработки новых путей развития в условиях вызовов современности.