Украина потеряла 640 млн грн на незаконной реализации энергоносителей через УМВБ
За "серым кардиналом" украинского финансового рынка Александром Гинзбургом тянется многолетний шлейф скандалов, среди которых наиболее громким стал конфликт вокруг одной из крупнейших биржевых площадок страны - Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ).
Еще в 2007 году зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания "Оаккрофт Инвестментс", которую связывали с президентом на тот момент украинского рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг" Александром Гинзбургом, сконцентрировала 53% акций биржи. Причем сопровождался этот процесс бурной оглаской и реакцией прежнего руководства. Оно заявляло, что скупка акций произошла без разрешения Антимонопольного комитета Украины, и буквально с мая по октябрь 2007 г. новый мажоритарный акционер довел свою долю с 10% до 53%. Да еще и при поддержке первого вице-премьера Николая Азарова. Но, вопреки протестам, Гинзбург почистил менеджмент, и поставил главой биржи бывшего первого зампреда VAB Банка (он входил в число банков, продавших свою долю в УМВБ) Петра Переверзева.
Уволенный глава совета директоров биржи Олег Андронов был уверен, что новые владельцы покусились на здание биржи и землю, которые находятся в историческом районе Киева - Подоле, и оценивались на тот момент в 150 млн грн.
Однако, отнюдь не земля интересовала Гинзбурга. УМВБ еще с 2000 г. была уполномоченной Кабинетом министров Украины площадкой по продаже нефти.
Понимая, сколь благодатна "золотая жила" в виде УМВБ, Гинзбург и прибрал ее к рукам.
Вход только для своих
С того момента УМВБ, фактически, стала ключевой площадкой для реализации энергоресурсов, полностью утратив свою функцию фондовой биржи (ее доля на рынке ценных бумаг составляет около 0,3%). УМВБ торговала сырьем "Укрнафты", которая является крупнейшим украинским производителем нефти и сжиженного газа. Такое партнерство давало обеим сторонам немало преимуществ.
"Миноритарного акционера "Укрнафты" (Игоря Коломойского, - ред.) вполне устраивала схема, при которой сырье попадало на контролируемый им же НПЗ по более низкой цене, чем рыночная. В итоге разница оседала в сети АЗС, контролируемых группой "Приват", которые, к тому же, получали конкурентные преимущества в сравнении с другими сетями", - отметил эксперт Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
УМВБ же, по словам Переверзева, ежегодно получала 13-15 млн грн комиссионных.
Карточный домик начал рушиться в июне 2013 г., когда Минэнергоуглепром провел конкурс по отбору новой уполномоченной биржи по продаже углеводородов. Ею стала "Первая независимая биржа" (ПНБ), совладельцем которой на тот момент являлась компания "ГазУкраина 2020" предпринимателя Сергея Курченко.
"У нас есть действующий контракт с Минэкономики, который заканчивается в июне 2014 г. Никто его не отменял. Этот контракт пытались оспорить еще в 2010 г. Но есть соответствующее решение суда, которое запрещает Минэкономики принимать любые действия для изменения биржи, на которой проводятся тендеры", - возмутился тогда Александр Гинзбург, который подал в суд на ПНБ, однако проиграл во всех трех судебных инстанциях.
После бегства Курченко из Украины, Минэнерго разорвало договор с ПНБ. А в июне 2014 г. министерство провело конкурс, на котором право на проведение аукционов по продаже государственной нефти, газового конденсата и сжиженного газа получила Украинская универсальная биржа (УУБ).
И на сей раз Александр Гинзбург решил отобрать право проводить торги на своей бирже через суд: Украинская межбанковская валютная биржа (УМВБ) оспорила результаты конкурса. В итоге, 22 июля Окружной административный суд Киева в лице судьи Игоря Погрибинченко в обеспечение иска приостановил решение министерства по выбору УУБ победителем конкурса, несмотря на предыдущие решения судов высшей инстанции.
А буквально спустя неделю, 29 июля, "Укрнафта" провела аукцион на УМВБ, где продала 290 тыс. т нефти и 11 тыс. 400 т конденсата на общую сумму около 3 млрд грн (причем, 70% лотов выкупили структуры группы "Приват"). Хотя в Украинской универсальной бирже резонно замечают, что с министерством подписан договор о проведении аукционов, законность которого никем не оспаривалась. Соответственно, даже невзирая на решение судьи Погрибинченко, УУБ все еще остается единственной биржей для проведения аукционов по продаже энергоносителей. Любые другие торги - незаконны, уверены специалисты.
Под угрозой остановки
На данный момент торги нефтью и сжиженным газом фактически заблокированы. Поскольку Александр Гинзбург при помощи судьи Игоря Погрибинченко пытается добиться "признания противоправным и отмене приказа Минэнерго от 20 июня 2014 г. № 463 "О результатах конкурса", подавая все новые иски.
С другой стороны ведется расследование Генеральной прокуратуры. "По факту проведения 29 июля 2014 г. "Укрнафтой" биржевого аукциона по продаже сырой нефти, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа на базе УМВБ, Минэнерго обратилось в ГПУ и Министерство внутренних дел. На сегодня указанными ведомствами проводится проверка правомерности совершенных действий", - прокомментировали в пресс-службе Минэнерго.
По предварительным оценкам прокуратуры, "Укрнафте", 50%+1 акция которой принадлежит «Нефтегазу Украины», злосчастный аукцион нанес ущерб в 640 млн грн.
Тем не менее, эксперты считают, что УМВБ открыто защищает интересы нефтяного гиганта, и, как следствие, группы "Приват", в то время, как "Укрнафта" показывает явное нежелание работать на открытом, "прозрачном" рынке биржевых торгов энергоресурсами. Иначе, по какой причине руководство компании отказалось в июле продавать нефть и газ на уполномоченной УУБ?
"На мой взгляд, в "Укрнафте" и УМВБ, сделав несколько незаконных операций, ничего не остается как совместно "по-дружески" прикрывать друг друга. Насколько нам известно, УУБ выходила с предложением ко всем продавцам, в т.ч. и "Укрнафте", организовывать биржевые аукционы по продаже их ресурсов в соответствии с определенным порядком. Ответ виден по тем "неправомерным" поступкам, которые "Укрнафта" совершила совместно с УМВБ за последние месяцы. И напрашивается один ответ - им нужен полный контроль за продажами своего ресурса - "своим участникам", даже в нарушение законов и подзаконных актов. Все мы видели видео того июльского аукциона по продаже нефти на УМВБ, в т. ч. и количество участников на нем, и продаже по стартовой цене", - так прокомментировал спорные аукционы на УМВБ президент ассоциации "Объединение операторов нефтяного рынка" Леонид Косянчук.
"Укрнафтой" 11 сентября 2014 г. было подано заявление в Генпрокуратуру о совершении руководством Министерства энергетики и угольной промышленности действий, которые имеют признаки уголовных правонарушений в сфере служебной деятельности, предусмотренные статьями 364, 366 Уголовного кодекса Украины (злоупотребление служебным положением и служебный подлог). И, естественно, все эти "правонарушения" касаются обстоятельств, которые связаны с организацией и проведением биржевых аукционов по продаже энергоресурсов на Украинской универсальной бирже вопреки запрету Окружного административного суда Киева. При этом "Укрнафта" умалчивает, что этим определением было приостановлено исключительно действие приказа Минэнерго от 20 июня 2014 года № 463 "О результатах конкурса".
Также умалчивает "Укрнафта" и о том, что определением того же Окружного административного суда Киева от 13.08.2014 г. в обеспечение иска путем запрета Минэнерго, Украинской универсальной бирже и любым другим третьим лицам совершать любые действия, направленные на исполнение заключенных на основании приказа Минэнерго от 20 июня 2014 г. № 463 "О результатах конкурса" договоров об организации и проведении аукционов по продаже энергоресурсов отказано.
"Группа "Приват" желает, чтобы операции купли-продажи энергоносителей осуществлялась при посредничестве давнего партнера - УМВБ. От некоторых людей я слышал о сумме в несколько миллиардов гривен в рамках этих трансакций. Партнерство заключается в счете, оформленном в "Приватбанке", потому что вопрос предоплаты и проплаты для группы играет большую роль. А УУБ "Привату" явно не нужна и сотрудничество с этой биржей не несет для него выгоды", - считает аналитик группы UPECO Александр Сиренко.
"Чужая" биржа может создать проблемы с продажей, если заподозрит какие-то нарушения в процедуре. "Своя" же биржа будет информировать о появлении возможных конкурентов на этапе регистрации в торгах и различным образом саботировать их допуск на торги. Ведь конкуренция сразу приведет к росту цены и, соответственно, нарушит отлаженный механизм отчуждения нефти по низкой цене.
"Поэтому появление новой, неконтролируемой биржи, ставит под угрозу отлаженный механизм заработка на ресурсах "Укрнафты", - считает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
"Из-за нежелания продавать энергоносители прозрачно, используя независимую биржевую площадку, "Укрнафта" подала в суд на Министерство энергетики и угольной промышленности Украины (на своего основателя в лице Кабмина) с требованием отменить постановление №1064, что выглядит крайне странно на фоне того, что сама "Укрнафта" является, юридически, государственной компанией. Для этого должны быть очень весомые причины", - сказал директор ассоциации "Биржевые и электронные площадки" Олег Падалка.
А что завтра?
К лоббированию действий "Укрнафты" приписывают также и замминистра энергетики Игоря Диденко. "Именно он вносил правки в постановление Кабинета министров №1064. Этот документ изменил порядок аукционных торгов, по сути, предоставив структурам "Привата" выставлять нефть украинской добычи по стартовой цене, на 15% ниже рыночной", - уверен Александр Сиренко.
О взаимных интересах Гинзбурга, а также Игоря Коломойского, говорит и тот факт, что условия торгов на УМВБ куда менее привлекательны, чем на УУБ. "Комиссия за проведение биржевых аукционов на выигравшей конкурс бирже ниже в разы. Например, по сжиженному газу у биржи, выигравшей конкурс, расценки на услуги ниже в пять раз по сравнению с УМВБ. Есть разница? Для нас она существенна", - прокомментировал ситуацию один из участников торгов.
На начало сентября было запланировано очередное рассмотрение иска УМВБ к Минэнерго, которое сдвинулось с 13 августа. Причем, решение о переносе заседания было принято все тем же судьей Игорем Погрибинченко, что не дает особых надежд на справедливость судебных решений.
В то же время, хочется верить, что, благодаря вмешательству ГПУ, очередное слушание пройдет не в пользу интересов Гинзбурга. А группа "Приват", которая контролирует около 30% рынка автозаправок по всей стране, дискредитируя и без того ослабевший рынок энергоресурсов, наконец лишится возможности проводить торги по заниженным ценам. По мнению специалистов, решение по данному спору станет индикатором политической воли нынешней власти и того, насколько сильно влияние ФПГ влияет на развитие экономических отношений в Украине.