ua en ru

Убыточность тепловой генерации не позволяет импортировать уголь, - эксперты

Убыточность тепловой генерации не позволяет импортировать уголь, - эксперты

Убыточность тепловой генерации не позволяет импортировать уголь. К такому мнению пришли участники дискуссии по вопросам открытости рынка электроэнергии и энергетического угля в Украинском кризисном медиа-центре.

"В рынке существует так называемая цена отсечения, выше которой ГП "Энергорынок" не закупает электроэнергию. Предельная цена отсечения сегодня уже по достаточно большому количеству блоков (ТЭС) ниже, чем та заявка, которую они подают. А заявка подается на уровне себестоимости, там нет инвестиционной составляющей и еще какой-то", - сказал эксперт группы по реформе энергетического сектора РПР Виктор Буток.


По его словам, практически речь идет о том, что "часть угольной генерации в некоторые периоды уходит в убытки".

"У нас, на самом деле, те показатели по доходности всех традиционных участников рынка свидетельствуют о том, что растет не доходность этих компаний, а растет убыточность этих компаний… Эта система дальше работать не будет. Энергосистема в том виде, в той модели, которая существует, - это похоронная бригада над всей страной и, в первую очередь, над экономикой", - подчеркнул Буток. Он также отметил, что отмена государственных дотаций госшахтам потребует включение в цену угля расходов на покрытие операционных затрат шахт.

Первый заместитель главы АМКУ Мария Нижник в свою очередь отметила, что в существующей модели рынка государственные ТЭС закупали уголь по ценам ниже его себестоимости, а импорт угля у них был дороже, чем у частных конкурентов. Кроме того, по ее словам, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг вводила ограничение угольной составляющей в тарифе ТЭС, так называемого коэффициента "К НКРЭ", от цены, "которая не существует в Украине и на внешних рынках".

Глава Совета Оптового рынка электроэнергии Константин Запайщиков подчеркнул, что ситуация в энергетике непростая.

"Если говорить о функционировании рынка электроэнергии Украины. У нас есть долги перед "Энергоатомом" 12 млрд грн, счета ("Энергоатома", - ред.) арестованы. Я не помню сегодняшние данные, сколько блоков стоит по факту отсутствию топлива (на 29 июня 15 блоков ТЭС не работают из-за дефицита угля, – ред.). Вот вам и вся калькуляция", - сказал он.

Запайщиков выступил против утверждения о том, что в Украине есть профицит мощности. "Я воспринимаю все точки зрения, но не соглашусь с одним ключевым меседжем, что у нас достаточное количество энергоблоков. Если у кого-то есть автомобиль, которому за 40 лет, вы понимаете, как его можно эксплуатировать и возможно ли его ремонтировать в целом", - сказал он.

"Я и НАЭК "Энергоатом" ничего не имеем против нетрадиционной энергетики, но когда заходит солнце, то кто-то должен регулировать дефицит мощности СЭС, ВЭС. Мы делаем то, что нельзя делать: мы в режиме регулирования используем блоки, которые для этого не были спроектированы", - продолжил глава Совета ОРЭ.

По его словам, в такой ситуации увеличивается расход топлива и повышается износ оборудования.

Эксперт рынка Михаил Бно-Айриян отметил, что проблема дефицита мощности сегодня связана с углем. "Сейчас жара, пошло сжигание топлива. Лето мы проходим. Что будет в сентябре-октябре? Уголь с АТО не едет", - пояснил он.

По его мнению, действующая с мая формула определения прогнозной оптовой рыночной цены электроэнергии и угля должна помочь в планировании импорта.

"Я думаю, что это создает условия для того, чтобы импортировать больше угля. Как минимум это дает возможность производителю, который будет завозить уголь, рассчитывать на компенсацию этого в тарифе, а не постоянное доказывание и борьбу по этому вопросу", - сказал Михаил Бно-Айриян.

Эксперт энергорынка Андрей Герус согласился, что страна испытывает недостаток топлива. "У нас сегодня проблемы такие же, как год назад, с дефицитом угля", - сказал он.

"Почему у нас полностью закрыт импорт электроэнергии из всех наших соседних стран. Если мы говорим о конкуренции, мы, как потребители, хотим получить товар по справедливой цене. Если бы наши руководящие органы разрешили импорт из соседних стран, то цена электроэнергии для конечного потребителя была бы ниже. Да, наши производители будут аргументировать, что у нас коллективы людей и т.д., но если мы говорим о рынке, это слабый аргумент. Тогда наши производители должны выигрывать конкуренцию у соседних стран", - сказал он.

Представитель компании ДТЭК Дмитрий Маляр отметил, что с апреля тариф для ТЭС постоянно снижается – в июне он составит около 99 копеек за кВт ч. Этого недостаточно для импорта угля, добавил он.