ua en ru

S&P понизило прогноз по рейтингам Грузии с "позитивного" до "стабильного".

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's изменило прогноз по рейтингам правительства Грузии с "позитивного" на "стабильный" в связи с усилением геополитического риска. В то же время долгосрочный и краткосрочный суверенные рейтинги Грузии были подтверждены на уровне В+/В. Изменение прогноза на "стабильный" отражает точку зрения S&P относительно того, что геополитические риски в регионе значительно усилились, а это может сдержать улучшение показателей внешней ликвидности, настроений инвесторов и темпов экономического роста, отметил кредитный аналитик агентства Люк Маршан. Эти риски частично сбалансированы все еще высокими экономическими перспективами, поддержанными быстрым реформированием экономики, продолжающейся взвешенной налогово-бюджетной политикой и расширением рыночно ориентированной экономической структуры. Достаточно успешные усилия Грузии по увеличению доходов правительства будут способствовать поддержанию умеренного дефицита бюджета: по оценкам, на уровне 2,6% от ВВП в 2007 г. с прогнозируемым уменьшением до 2,2% в 2008 г. и 2,0% - в 2009г. Быстрый рост ВВП и успехи в сфере приватизации будут способствовать сокращению чистого внешнего долга до, как ожидается, 20% от ВВП в 2007 г., с дальнейшим улучшением этого показателя до 16% в 2008г. Для сравнения: в 2003 г. данный показатель составил 57% (до решения, которое было достигнуто на последнем раунде Парижского клуба, об облегчении долгового бремени), в 2006 г. средний показатель для стран с рейтингом В - 44%. Уровень рейтингов ограничен геополитическим риском, относительно высокой инфляцией, сравнительно неразвитым финансовым сектором и узостью экономической структуры. Слабые показатели внешней ликвидности усугубляются обострением отношений с Россией, традиционно ключевым торговым партнером Грузии, - они неблагоприятны по сравнению с другими странами с аналогичным рейтингом. Одностороннее торговое эмбарго со стороны России в отношении Грузии, введенное в октябре 2006 г., объявленное увеличение цен на газ, поставляемый российской государственной компанией ОАО "Газпром", с января 2007 г. будут способствовать увеличению дефицита по счету текущих операций до, как ожидается, примерно 15% в 2007 г. с около 11% в 2006г. и 8,8% - в 2005 г. Потребности в чистом внешнем финансировании (выплаты по счету текущих операций и краткосрочные долговые платежи), оцениваются на уровне 121% от объема поступлений по счету текущих операций и доступных к использованию резервов в 2006 г.; для сравнения: для стран группы В в среднем этот показатель составит 108%. Денежно-кредитные показатели также невысоки; как ожидается, уровень инфляции поднимется до 8,5% в 2006 г. - вслед за расширением внутреннего кредитования и значительным притоком капитала. Центральный банк Грузии находится в процессе разработки инструментария денежно-кредитной политики, однако эффективность этого процесса ограничена ценовым давлением, отчасти вследствие относительной неразвитости финансового сектора и рынков. Уровень рейтингов также ограничивается низким уровнем экономического развития, что лишь отчасти балансируется хорошими перспективами роста. Прогноз "стабильный" отражает взвешенную налогово-бюджетную политику правительства страны и его успешный опыт реализации реформ и в то же время ожидаемое ухудшение внешнеэкономических показателей, усилившиеся геополитические риски и значительные потребности развития. Сложные отношения с Россией одновременно с продолжающимся обострением внутренней ситуации в связи с положением в Абхазии и Южной Осетии, стремящихся обрести независимость, могут в дальнейшем ослабить внешнюю ликвидность Грузии, уменьшить доверие инвесторов и снизить темпы экономического развития. Дальнейшее ухудшение внешнеэкономических и налогово-бюджетных показателей правительства или рост инфляции могут оказать понижающее влияние на рейтинги.