Минфин обязал Гостаможню и ГНСУ обеспечить дополнительный доход госбюджета в 20 млрд грн в 2012 г

Пятница 20 января 2012 10:24

Минфин уже обозначил для Государственной налоговой службы (ГНС) Украины и Государственной таможенной службы Украины первоочередные направления работы в 2012 году, которые могут дополнительно принести бюджету более 20 млрд грн. Об этом сообщает издание "Коммерсант-Украина". Контролирующие органы должны будут сконцентрироваться на ликвидации схем минимизации налогообложения, теневых зарплат, нелегального ввоза и производства подакцизных товаров. Эксперты отмечают, что в правительстве ошибочно сделали акцент на фискальной составляющей, уделив меньше внимания стимулам развития бизнеса.

Для обоих контролирующих органов определено до 20 заданий, но первое и основное, по мнению Минфина,- выполнение показателей доходов госбюджета. ГНС должна перечислить в госбюджет не менее 155,5 млрд грн и 92,6 млрд грн в местные бюджеты, Гостаможня -почти 122 млрд грн. Чиновникам следует достигать этого, прежде всего обеспечивая добровольность уплаты налогов и декларирования реальной таможенной стоимости. Например, по результатам года налоговая служба должна добиться 100-процентных показателей добровольной уплаты среди крупных плательщиков. "Это нереальный показатель. Невозможно представить, что мы достигнем того результата, когда ни одной копейки не будет доначислено", - уверен директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык.

По каждым направлениям в министерстве разработали "пути достижения целей" и "индикаторы успеха". В частности, стратегия для ГНС - ликвидация преступных схем ("налоговые ямы"; ежеквартально Минфин ожидает по 1,1 млрд грн), выведение из тени прибылей предприятий (2,7 млрд грн) и зарплат (4,1 млрд грн), а также сокращение нелегального оборота подакцизных товаров (1,1 млрд грн). Так, чтобы компании не имели возможности незаконно претендовать на возмещение НДС, налоговики изучат соответствие начисленных и заявленных к возврату сумм с макроэкономической ситуацией в регионе, отрасли и стране в целом. А для ликвидации такого явления, как "зарплаты в конверте", ГНС создаст в обществе "атмосферу негативного отношения к работодателю", который платит ее таким образом. Следует также отметить, что в правительстве рассчитывают на отсутствие просроченного к возврату НДС (по данным ГНС, таких сумм на 1 января нет, законность заявок на возмещение 4,6 млрд грн еще проверяется, а в судах оспаривается 15 млрд грн) и доведение возмещения в автоматическом режиме до 80%. Напомним, еще в прошлом году президент и руководство налоговой службы обещали оперативно возвращать 90%. "Наверное, в Минфине начали более реально оценивать свои силы,- считает Рудык.-Но, с другой стороны, непонятно, что будет, когда заявки на возврат "автоматом" превысят лимит".

В целом выполнение заданий ГНС должно принести бюджету дополнительно 15,7 млрд грн. В центральном налоговом аппарате "Ъ" заявили, что и так работают по указанным направлениям. А эксперты считают ожидаемую сумму слишком амбициозной. По словам экономиста ИК Dragon Capital Елены Белан, детенизация зарплат - процесс не одного года, поэтому моментального эффекта не будет. Более того, несмотря на обещания правительства, соответствующие изменения в законодательство так и не были приняты. По мнению аналитиков, такие планы толкают контролирующие органы на поиск нетрадиционных методов их выполнения: например, не принимать декларации с убытками.
Гостаможня получила меньше заданий, но за счет упрощения процедур таможенного контроля и противодействия нарушению правил ввоза или незаконного импорта ей нужно дополнительно перечислять в казну более 5 млрд грн. Кроме того, субъекты внешнеэкономической деятельности, обеспечивающие 50% отчислений, должны перейти на систему электронного декларирования. По подсчетам Минфина, это сократит процедуру оформления на 20%. Наиболее интересным пунктом является то, что Гостаможня должна обеспечить принятие новой редакции Таможенного кодекса (ветирован президентом). "Многие задания без Таможенного кодекса сложно выполнить. И его принятие зависит не от таможни",- уверен старший экономист центра "CASE-Украина" Владимир Дубровский. "Об электронном декларировании уже давно говорят, и все никак. Его можно ввести, было бы желание. Как со стадионами к Евро-2012 - нужно было построить, и построили",- добавляет Рудык. В целом, по мнению Белан, документы носят фискальный характер, то есть в них сделан упор на дополнительных отчислениях в бюджет и менее всего говорится о стимулах для бизнеса, который бы увеличил свою налоговую нагрузку и добровольность уплаты. "Неправильно расставлены акценты. Бизнес говорит, что много времени тратит на составление отчетности или уплату налогов, а в документах ничего не говорится о сокращении количества платежей или документов для подачи в контролирующие органы",- резюмирует она.

Читайте РБК-Украина в Google News

On Top
Продолжая просматривать RBC.UA Вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой конфиденциальности, Правилами пользования сайтом и согласны с использованием файлов cookie. Ознакомиться
Соглашаюсь