ua en ru

Ключевым техническим фактором энергосбережения является учет и контроль расходования энергоресурсов, - эксперт

Энергетическая безопасность государства является одной из важнейших составляющих национальной безопасности. Украина почти 60% потребностей в энергетических ресурсах удовлетворяет благодаря импорту. Одновременно, согласно утвержденной правительством 15 марта 2006 г. «Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.», энергоемкость внутреннего валового продукта составляет 0,89 килограмма условного топлива (у.т.) на один доллар США произведенной продукции в три-пять раз превышает показатели развитых стран. Кроме того, несмотря на постепенное уменьшение удельных расходов топлива (нефти, газа, электроэнергии) на выработку тепловой энергии, они еще слишком высоки и составляют более 180-190 кг у.т. на 1 Гкал теплоты вместо 140-150 кг у.т., как в развитых странах. Об этом пишет для РБК-Украина ведущий инженер ГП «Укрметртестстандарт» Неля Московская.
В вышеупомянутой энергетической стратегии указано, что к основному межотраслевому мероприятию энергосбережения за счет технического фактора принадлежит «использование современных эффективных систем учета и контроля за расходом энергоресурсов». Внедрение надежных и точных средств измерительной техники (СИТ) само по себе не экономит ресурсы, но указывает на их фактическое потребление, стимулирующего рациональное использование энергии и помогает на всех уровнях вести объективные расчеты между потребителями и производителями при купле-продаже энергоресурсов.
В целом по Украине, по экспертным оценкам, убытки из погрешность измерений теплоты только на 1% составляют почти 100 млн грн в год. Упомянутые колоссальные убытки некачественные теплосчетчики могут приносить как поставщику, так и потребителю тепловой энергии - в зависимости от того, в чью сторону прибор завышает или занижает свои показы.
Наиболее энергоемкими отраслями Украины является металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов, машиностроения. И преобладает по неблагоустроенным энергозатратами жилищно-коммунальный сектор, где объемы потребления энергоресурсов превышают фактические расходы почти на 40%. Это приводит к оплате населением непотребленный ресурсов и неоправданных выплат субсидий, рост задолженности перед энергоснабжающими компаниями.
При организации учета энергии вообще и тепловой энергии частности прежде всего нужна соответствующая техническая база.
Как известно, не существует единого технического решения задачи измерения расхода. Этот факт обуславливает существование значительного количества различных типов счетчиков, отличающихся по принципу действия, техническими характеристиками и ценой. Сейчас в нашей стране широко распространены относительно дешевые счетчики с механическими преобразователями объема воды - крыльчастые или турбинные (турбинка вращается в потоке воды). Класс этих счетчиков теплоты - 4 или 5 (в Украине, по национальным стандартам, такие приборы имеют классы точности от 2 до 5). В процессе эксплуатации крыльчастые и турбинные счетчики нуждаются в фильтрах воды при наличии в теплоносителе механических примесей. Счетчики с электромагнитными преобразователями расхода воды имеют также класс точности 4 или 5, относительно высокую стоимость, чувствительность к электромагнитным помехам. В электромагнитных, вихревых и ультразвуковых счетчиках отсутствуют движущиеся части, поэтому они более надежны. Мировая тенденция развития приборостроения идет к постоянному увеличению доли ультразвуковых счетчиков, причем, не в последнюю очередь потому, что ультразвуковая технология - одна из немногих, обеспечивающих измерения расхода любого среды: жидкости, газа и даже пара. Кроме того, на работоспособность ультразвуковых счетчиков не влияют контролируемая проводимость среды, его давление и агрессивность.
По информации государственного предприятия «Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей» (ГП «Укрметртестстандарт», г. Киев) - головной организации Госпотребстандарта Украины по метрологическому обеспечению средств учета теплоты, по состоянию на 1 мюля 2010 г. в Государственный реестр средств измерительной техники после государственных испытаний внесены и допущены к применению в Украине 231 тип теплосчетчиков и счетчиков холодной и горячей воды, среди которых 75 - изделия отечественного производства. Среди зарубежных производителей на первом месте Россия, затем Германия и Литва. Предприятия Украины (в основном, частные и общие) выпускают современные качественные счетчики, которые по метрологическим и техническим характеристикам не уступают лучшим образцам зарубежных производителей. Среди них ООО фирма «Семпал КО ЛТД» и ООО «Взлет-Премьер» (г. Киев), ЧП «Фирма« Родник-ЮТ» (г. Запорожье), АО «Тахион» (г. Харьков), ЧНПП «Ергомера» (г. Днепропетровск) - счетчики ультразвуковые; ЧП «Аква Украина» (г. Киев), ООО «КатрЛесс» (г. Киев), ООО «Фирма» НИО-35» (г. Чернигов) - счетчики электромагнитные; ГП «Укрводсервис» (г. Киев), ЧП «Валеан и К» (г. Ровно), ООО «Фабрика «Труд» (г. Луганск) - счетчики турбинные; ЗАО «Верле-Донбасс» (г. Донецк), ОАО «Электротермометрия» (г. Луцк), ООО СП «Инвест-Премекс» (г. Сумы), ООО «Завод водотеплосчетчиков» (г. Киев), ГП ПО «Карпаты» (г. Ивано-Франковск), ООО «Энергосберегающие системы» (г. Киев), ГП «Новатор» (г. Хмельницкий) - счетчики крыльчастые.
Для решения вопроса учета воды и тепла в жилищно-коммунальном секторе правительством Украины в свое время была утверждена «Программа поэтапного оснащения имеющегося жилищного фонда средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии на 1996-2002 гг.», действие которой в последующем было продленао Ответственность за реализацию программы была возложена на Совет министров АР Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую горгосадминистрации, а координацию работ осуществлял Минжилкоммунхоз Украины. По статистическим данным на 1 января 2008 г., задачи программы по установке, например, счетчиков холодной воды для домового учета выполнены чуть больше чем на 20%, а горячей воды - менее чем на 7%. Изначально программой не определены условия финансирования расходов на внедрение, ремонт и метрологическую поверку средств учета, не предусмотрены меры по усилению ответственности за реализацию положений программы. Вместе с тем, в госбюджете Украины средства на финансирование работ, связанных с приобретением и оснащением инженерных входов жилых домов средствами учета воды и тепловой энергии, не предусматривались вообще. На сегодня информация о действии этой программы отсутствует. По информации Киевской горгосадминистрации в рамках комплексной «Программы энергосбережения на 2010-2015 гг. в г. Киеве», которую запланировано разработать и принять до конца 2010 г., предусмотрено в ближайшие несколько лет 100% киевских домов оборудовать счетчиками тепловой энергии с регуляторами тепла. В программу планируется вкладывать средства из бюджета, а также инвестиционные средства. Для населения польза от установки счетчиков и регуляторов тепла очевидна. Они делают невозможным перепады температур в помещениях и автоматизируют процессы использования тепла.
Единство измерений - сфера жесткого государственного контроля и надзора. В соответствии с законом «О метрологии и метрологической деятельности» на предприятиях различных форм собственности, которые производят, реализуют и потребляют воду и теплоту, осуществляется государственный метрологический контроль и надзор. В Украине фактическое состояние нарушений требований закона и др. нормативно-правовых актов в этой сфере составляет 80-90% и эта ситуация не улучшается. За период 2009 г. и 1 квартал 2010 г. территориальными органами Госпотребстандарта Украины в сфере учета воды проверено 152 предприятия и на 143 из них выявлены нарушения метрологических норм и правил. Так, учет отобранной воды проводился не по показаниям водосчетчиков в ООО «Сакская водная компания» (с. Лесновка, АР Крым), КП «Володарка» (Киевская обл.), ООО «Лугансквода» (г. Свердловск). Треть ревизованного ЗСТ применялись не проверенными, а почти каждое десятое средство измерения из подданных на инспекционную проверку, было признаон непригодным к применению. В сфере учета тепловой энергии из 82 проверенных предприятиях нарушения были выявлены на 65. Необеспеченность СИТ, когда учет потребленной тепловой энергии не производится вообще, была установлена в КП «Уж-тепло» (г. Ужгород), КП »Брянкатеплосервис» (Луганская обл.), КП «Теплоэнерго» (г. Кременчуг), КП «Дубнокомуненергия »(Ривненская обл.)
Обеспеченность предприятий нормативной документацией остается неудовлетворительной. Более чем на половине проверенных предприятий отсутствуют метрологические службы; профессиональный уровень ответственных за состояние СИТ низкий, на многих предприятиях отсутствуют согласованные перечни СИТ, находящихся в эксплуатации и подлежат; лаборатории, контролирующие качество воды питьевой, не аттестованы, что делает неправомерным выполнения следующих лабораториями измерений. На нарушителей установленных норм и правил составлены протоколы об административных правонарушениях в области метрологии. Проверка средств измерительной техники (то есть установления пригодности СИТ, на которые распространяется государственный метрологический надзор, к применению на основании результатов контроля их метрологических характеристик) имеет общегосударственное значение и целый ряд сложных вопросов ее организации. На сегодня интервал между поверки для счетчиков холодной и горячей воды, который устанавливается специальной комиссией Госпотребстандарта Украины, составляет три года. По результатам анализа проверки приборов было установлено, что в массовое применяемых квартирных счетчиках - крыльчатых, количество бракованных ЗСТ, как для холодной, так и для горячей воды составляет 30%. Связано это с тем, что вода, которая протекает через счетчик, достаточно загрязнена и через несколько лет эксплуатации внутренние поверхности и проходной отверстие счетчика покрываются ржавчиной и осадком. Чтобы реанимировать такой счетчик, его нужно полностью разобрать, очистить, промыть, отрегулировать, и снова собрать.
Правовой основой для проведения поверки СИТ (в т.ч. счетчиков на воду, тепло, газ и электроэнергию) является закон «О метрологии и метрологической деятельности». Поверку СИТ осуществляют территориальные органы Госпотребстандарта Украины и поверочные лаборатории предприятий и организаций, уполномоченные Госпотребстандартом Украины на ее проведение. Согласно вышеупомянутому закону и правилам предоставления услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденными постановлением Кабмина от 21 июля 2005 г. №630, периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в т.ч. демонтаж, транспортировка и монтаж ) СИТ осуществляется за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по тепло- и водоснабжения. И истребования с физического лица, которое не является субъектом хозяйствования оплаты периодической проверки, обслуживания и ремонта счетчиков холодной и горячей воды таковы, что не соответствует действующему законодательству. Между тем, нормативно-правовые акты для определения, за счет каких средств эти предприятия должны платить за периодическую поверку, обслуживание и ремонт счетчиков отсутствуют. Такая ситуация создает целый ряд правовых коллизий.
Проанализировав экспериментальные данные и результаты обсуждений по проведению поверки счетчиков воды, ГП «Укрметртестстандарт» и другие территориальные органы Госпотребстандарта Украины, пришли к выводу, что проблему следует решать путем создания лицензированных, соответственно оснащенных и укомплектованных опытными кадрами сервисных центров, которые бы смогли формировать обменный фонд счетчиков , в короткие сроки демонтировать, проводить поверку, при необходимости ремонтировать и устанавливать счетчики после поверки на месте эксплуатации и осуществлять централизованное сбора показов с измерительных приборов на основе дистанционного сбора информации. На сегодняшний день в Украине не существует единой государственной политики по созданию разветвленной сети сервисных центров обслуживания средств учета энергоресурсов. Это, прежде всего, обусловлено нежеланием энергоснабжающих компаний создавать условия для обеспечения прозрачного и достоверного учета. Такой учет обнаружит настоящую картину потерь, обусловленных устаревшими коммуникациями и оборудованием, несовершенством проведения расчетов, отсутствием или несовершенством целого ряда законодательных и нормативных документов (правил учета, потребления и т.д.) и даже прямыми кражами энергоресурсов. Кроме того, как считают специалисты, тем же энергоснабжающим организациям в большинстве случаев выгодно осуществлять начисление расходов потребителям по нормам и усредненными показателями, которые в несколько раз превышают реальное потребление.
И здесь может пригодиться опыт зарубежных стран. Система технического и метрологического обслуживания на основе дистанционного сбора информации создана и успешно действует в Венгрии, Германии, Австрии, США и Канаде. Там сбор, обработка, анализ и хранение данных из различных видов счетчиков энергоресурсов (вода, тепло, газ, электрическая энергия) реализуется проводным (протокол М-Bus - технология обмена данными в системе автоматизированного жизнеобеспечения сооружений, разработанная американскими учеными, которая стала международным стандартом ISO 16484-5 и протокол RS-232, который применяется для связи компьютеров с модемами и др. периферийным оборудованием), беспроводным (радиоканал, GSM / GPRS - услуга в организации постоянного подключения к сети Интернет из любой точки планеты через сотовый связь) и комбинированным методом. Сбор информации может происходить двумя путями: мобильным (инспектор по радио модулем приема проходит или проезжает на автомобиле по установленному маршруту и получает информацию из окружающих счетчиков тепла, воды по радиоканалу и по завершении маршрута информация переносится на диспетчерский компьютер) и стационарным (стационарные модули концентраторы собирают информацию и с установленной цикличностью передают ее по сети Интернет или по сети мобильной связи на диспетчерский компьютер. Такая организация сбора информации обеспечивает: доступ без демонтажа к приборам, установленным в труднодоступных местах; сокращению коммерческих потерь недоучета и количества контроллеров; быстрый сбор данных на крупных промышленных объектах и в многоквартирных жилых домах; сведения баланса с обще - домовыми приборами учета воды и тепла; устранения жалоб потребителей; актуальную и точную информацию за счет отсутствия человеческого фактора.
В Украине на основе систем централизованного сбора данных со счетчиков можно было бы создать эффективную систему проведения расчетов за любым видом энергоресурса на протяжении всей цепи его потребления, начиная от генерирующей компании и заканчивая конечным потребителем ресурса и соответствующих услуг (тепло- и водоснабжение). Достижение этой цели невозможно без принятия ряда правил учета - в частности правил учета отпуска и потребления холодной и горячей воды на объектах систем холодного и горячего водоснабжения и распределением затрат между конечными потребителями. Вместе с тем, в стране на сегодня существует ситуация, при которой теплоснабжающие организации отказываются оплачивать услуги сторонних обслуживающих предприятий по сбору, формированию и предоставлению в контролирующие органы архивных данных теплосчетчиков. На основании этих архивных данных формируется счет по оплате потребленной за соответствующий промежуток времени тепловой энергии. Функции по сбору данных и формирования архивов возложено на балансодержателей и пользователей теплосчетчиков. Однако, при отсутствии у последних квалифицированного персонала и дополнительного специального оборудования приводит к тому, что проведение расчетов затрат тепловой энергии даже при работоспособным и допущенным к эксплуатации (на основании положительных результатов поверки) теплосчетчикам невозможно.
С целью устранения технических барьеров между торговыми партнерами других стран Украина взяла на себя обязательства по постепенному приведению национального законодательства в соответствие с законодательством ЕС в определенных сферах, включая энергетическую. Программой интеграции Украины в ЕС предусмотрено внедрение в нашей стране европейских директив в сфере технического регулирования как технических регламентов (ТР). Напомню, что основными составляющими системы технического регулирования являются стандартизация, оценка соответствия (сертификация товаров, работ, услуг), метрология, аккредитация органов по оценке соответствия и испытательных и калибровочных лабораторий. Технический регламент, основанный на соответствующей европейской директиве, - это документ, которым устанавливаются обязательные для выполнения требования по безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды непосредственно или путем ссылки на национальные стандарты, гармонизированные с международными или европейскими стандартами.
С целью внедрения Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2004/22/ЕС на измерительные приборы, действующей на всем европейском экономическом пространстве, в Украине разработан и утвержден постановлением Кабмина от 8 апреля 2010 г. «Технический регламент о существенных требований к средствам измерительной техники», содержащий в своем составе 11 технических регламентов, четыре из которых - на измерители активной электрической энергии, автоматические весоизмерительные приборы, анализаторы выхлопных газов и на теплосчетчики разработаны специалистами ГП «Укрметртестстандарт. Эксперты ЕС, рассмотрев проект «Технического регламента относительно существенных требований...», пришли к выводу, что этот регуляторный акт соответствует положениям европейской директивы 2004/22/ЕС. Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики определено ответственным за применение Технического регламента и осуществления государственного метрологического контроля и надзора за соблюдением его требований.
Требования Технического регламента на теплосчетчики «являются обязательными для: предприятий, организаций и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, деятельность которых связана с разработкой, производством, ремонтом, продажей и прокатом теплосчетчиков; уполномоченных зарубежными производителями лиц - резидентов Украины или лиц, отвечающих за введение теплосчетчиков в обращение; центрального органа исполнительной власти в сфере метрологии и государственных инспекторов по метрологическому надзору т.д.
В ТР для теплосчетчиков установлены следующие классы точности - 1,2,3. Так, при измерении количества воды и теплоты в общественных и жилых зданиях, в т.ч. в квартирах, может применяться любой счетчик класса точности 3, а в коммерческих организациях и предприятиях легкой промышленности - любой теплосчетчик класса точности 2. По желанию организации или лица, за средства которых устанавливается прибор, разрешается применять счетчик более высокого класса точности. Согласно требованиям ТР в приборах должно быть защитное устройство, которое опломбовуеться таким образом, чтобы невозможно было осуществить его разборке, демонтаж, повлиять на показатели без повреждения самого счетчика или его пломбы. Планом мероприятий по применению «Технического регламента относительно существенных требований к средствам измерительной техники» предусмотрено его введение в полном объеме в 2018 г., чтобы подготовить отечественные предприятия к производству продукции с учетом требований ТР.
Для обеспечения хранения и передачи единицы объема горячей воды, идущей по трубопроводу в Украине, согласно Государственной программы развития эталонной базы на 2006-2010 годы, специалисты ГП «Укрметртестстандарт» разрабатывают и исследуют Государственный первичный эталон единиц объема, массы, выемкой и массового расхода горячей воды, который планируется ввести в действие в 3 кв. текущего года. Отсутствие такого эталона ставит под угрозу сохранение единства измерений в масштабах страны, ведь организации и предприятия Украины не в состоянии были бы ни финансово, ни организационно выполнить поверку собственных рабочих эталонов за рубежом. Отказ от поверки не дала бы возможности обеспечить прослеживаемость измерений при использовании приборов, негативно отразилось бы на продвижении расходомеров и счетчиков горячей воды на мировом рынке.