ua en ru

Что такое хамец и что такое маца

Заповедь есть мацу и запрещение есть хамец — важнейший знак Песаха. Первый вопрос, который, согласно Агаде, задает в Песах еврейский ребенок, звучит так: «Почему во все ночи мы можем есть и хамец, и мацу, а в эту ночь только мацу?» Вникая в различие между хамецом и мацой, мы можем продвинуться и в понимании Песаха.

Что такое хамец? Берут муку и воду, смешивают — и тесто начинает подниматься, оно наполняется пузырьками газа, продуктами своего брожения. Эти пузырьки не увеличивают массу теста, но они придают ему сложную структуру, мягкость (глубину) и вкус. Для улучшения вкуса в хамец часто кладут масло, яйца и прочее. Что такое маца? Берут ту же муку и воду, но тесто выпекают очень быстро, чтобы оно не успело закваситься, и даже принимают специальные меры (брызгают холодной водой, раскатывают зубчатыми колесиками), чтобы предотвратить наполнение теста воздухом. Мацу для седера делают только на воде, без всяких добавок; если в тесто для вкуса было добавлено масло, например, такая маца называлась бы «маца ашиpa» — хлеб богатства — в противоположность обычной маце, которая называется «лехем они» — хлеб бедности, это понятие связано со словами онийут (бедность) и анава (скромность). По мнению большинства мудрецов, маца ашира не является запрещенной в Песах, но с ее помощью нельзя выполнить заповедь употребления в пищу мацы; для выполнения этой заповеди подходит только лехем они.

Маца и хамец — противоположности, но они тем не менее связаны между собой. Согласно заповеди Торы, мацу можно сделать только из такого зерна, которое заквашивается, т. е. из которого можно получать хамец (например, пшеница). Если же взять зерно, которое само не заквашивается (например, кукуруза) и испечь лепешки, то их нельзя будет считать мацой.

Смысл этих законов можно пояснить следующим образом: «вода» олицетворяет простое принятие прямого смысла Торы. Маца они есть служение Б-гу в категории «авода бли таам», то есть служение без вкуса, без серьезного понимания или углубления в интеллектуальные тонкости. Это служение не наполнено «воздухом» — личными соображениями или длительными умозаключениями; оно есть непосредственное принятие Б-жественной воли. Именно такое служение необходимо для исхода из Египта.

Служение маца ашира содержит в себе таам, понимание, вкус, но оно также лишено личных соображений. Такое служение допустимо во время Исхода, но не является основным.

Хамец символизирует человека, в котором, в дополнение к воде, присутствует «вкус», понимание, а также «брожение» — свои собственные идеи, соображения и планы. Хамец ассоциируется с полнотой свободы воли человека (рассматривается человек религиозный и соблюдающий, т. е. хамец, построенный на кошерных ингредиентах). В течение всего года, образующего своего рода цикл служения, человек опирается в своем служении на собственные планы и идеи. Человек действует в рамках Галахи (совокупности еврейских законов), цель его — выполнение заповедей Торы, но масса конкретных действий основывается на его собственном понимании ситуации, на личных вкусах и свободе выбора.

Служение в категории «хамец» необходимо. Религиозный человек вовсе не должен походить на робота, он не должен отказываться от своего понимания происходящего вокруг него. Но полнота понимания и свободы воли предусматривает также и то, что в некоторый момент необходим отказ от своего понимания и от своего выбора, необходимо подчинение непосредственной воле Б-га. Именно такой тип служения — служение хлеба бедности, лехем они — необходим в критический момент Исхода. Мидраш и Агада сообщают нам, что евреи опустились на 49 уровней нечистоты Египта, они не планировали Исход и не жаждали его; в каждый момент они готовы были сказать: «Уже этого нам достаточно». Однако их хватило на то, чтобы отказаться от собственных идей и подчинить себя прямой Б-жественной воле, и за это они были выведены из Египта.

Съедая на седере кусочек мацы во исполнение заповеди Торы, мы выражаем свою готовность к авода бли таам — служению без вкуса. Мы выражаем понимание того, что обычное служение в течение года, «служение со свободным выбором» должно непременно иметь своим фундаментом (поскольку Песах первый в ряду праздников) простое принятие Б-жественной воли даже без понимания ее смысла и вразрез с собственными планами. Только на таком прочном фундаменте здание «служения со свободным выбором» может стать «шатрами Шема» (см. Бытие, 9:27) и местом обитания Шехины (Б-жественного присутствия).

В начале седера маца — символ рабства, пища рабов — «хлеб бедности, который ели отцы наши в рабстве». Ближе к концу седера, в отрывке «Рабан Гамлиэль» маца выступает как символ свободы и Б-жественного управления миром, как пища свободных людей. Это учит нас тому, что Исход не обязательно сопровождается улучшением условий и увеличением комфорта, его суть — не физическое, а духовное продвижение.