ua en ru

Бюджет-2015: нереальные доходы, безумные затраты и колоссальные долги

Бюджет-2015: нереальные доходы, безумные затраты и колоссальные долги
Бюджетный процесс в нашей стране привычно скомкан. Декабрь на исходе, и только сейчас парламентарии наконец-то добрались до госказны на 2015 год.

Павел Костицын, для РБК-Украина

Бюджетный процесс в нашей стране привычно скомкан. Декабрь на исходе, и только сейчас парламентарии наконец-то добрались до госказны на 2015 год.

Правда, Верховная Рада отказалась голосовать за бюджет "с колес", и перенесла его одобрение на 30 декабря. За это время главный финансовый документ страны должен быть доработан и представлен депутатам на окончательное утверждение.

Вопрос лишь в том, сколь реалистичными окажутся планы по наполнению государственной казны?

Вылет или взлет?

Первый проект госбюджета на 2015 год появился еще в сентябре. Уже тогда он во многом выглядел утопией.

Во-первых, существенный рост доходной части. Если на 2014 г. план поступлений составляет 377,8 млрд грн, то на 2015 год было заложено 432,4 млрд грн, что на 14,5% больше.

Во-вторых, рост затрат с 441,6 млрд грн до 485,3 млрд грн (то есть, почти на 10%).

Однако документ, поданный в парламент сейчас, кажется абсолютным издевательством. Так, доходы бюджета в следующем году должны составить 475,2 млрд грн (почти 100 млрд грн разницы с 2014 г.), а издержки - фантастические. 527,2 млрд грн (прирост более чем на 19%). Но кто эти затраты будет финансировать?

Разумеется, правительство делает ставку на налоговые поступления. Их сумма в структуре доходов бюджета составляет 365 млрд грн, что на 65 млрд грн больше планового показателя 2014 г.

При этом сборы по налогу на доходы физлиц предусмотрены в объеме, который в 3,5 раза превышает план 2014 г. - около 43 млрд грн. Поступления по налогу на добавленную стоимость, согласно ожиданиям, составят около 156 млрд грн (план на 2014 год - около 150 млрд грн), а по налогу на прибыль - около 75 млрд грн (план на 2014 год - около 55 млрд грн).

Это косвенно свидетельствует о том, что Кабмин все-таки рассчитывает на принятие парламентом изменений в Налоговый кодекс, которые, в частности, повлекут увеличение налоговой нагрузки на физлиц, борьбу с минимизацией базы налогообложения по налогу на прибыль, а также с так называемыми "ямами" по НДС, и фиктивным возмещением этого налога.

Все бы хорошо, но успешность кардинального и скоропостижного реформирования налоговой системы под большим сомнением. Ведь, как известно, правительственные новации в Налоговый кодекс вызвали очень большое сопротивление, как в профильном комитете, так и у представителей бизнеса. Поэтому абсолютно непонятно, чем руководствовались разработчики бюджета, выстраивая его на мифических цифрах.

Но о каком росте налоговых поступлений может идти речь, если даже в Кабмине признают: падение ВВП в 2015 году составит 4,3%, а инфляция достигнет 13%, что является красноречивым признаком дальнейшего сворачивания бизнеса и ухудшения покупательной способности.

Долгов нам, да побольше!

Не менее оптимистично власти смотрят и на предельный дефицит бюджета. Так, если на 2014 г. он был запланирован в размере 68,6 млрд грн, то на 2015 г. составит... лишь 63,7 млрд грн. Всего лишь 3,7% ВВП, чего не было даже в лучшие годы.

Верится в достижение таких значений слабо, поскольку с учетом внешних займов, а также долга у НАК "Нафтогаз Украина" в размере 100 млрд грн (это, кстати, признает даже сам премьер Арсений Яценюк), реальный дефицит в разы больше. И, к слову, обнародованный проект бюджета-2015 не предлагает сценария реструктуризации этого газового "висяка". К тому же, документ предусматривает раздувание его еще на 31,5 млрд грн за счет выпуска облигаций внутреннего госзайма.

Кстати, непосредственно госдолг к концу 2015 г. может достигнуть 1 трлн 176 млрд грн (для информации: уже в ноябре 2014 г. общая сумма госдолга вышла за пределы 945 млрд грн). Нехитрые подсчеты дают пугающую цифру - это около 70% ВВП, что считается почти критическим значением, приближающим страну к дефолту.

Причем, объем новых привлечений за 2015 год составит 293 млрд грн, из которых 180 млрд грн - внешние долги (очевидно, что речь идет о деньгах МВФ и прочих международных кредиторов), а 113 млрд грн - внутренние (то есть, фактически накачивание госказны "фантиками", коими являются ОВГЗ).

Сумма запланированных госгарантий составляет 25 млрд грн, как и в 2014 г. А Национальному банку придется перечислить по итогам года в бюджет 65,4 млрд грн (в 2014 году -22,8 млрд грн). От приватизации власти намерены получить 17 млрд грн, аналогично планам 2014 года. Но даже эта сумма кажется нереалистичной, поскольку за 6 месяцев поступления от приватизации составили лишь 61,5 млн гривен, или 0,3% плана.

Рост социальных стандартов тоже ждать не стоит. Более того, их почти до конца года фактически заморозят. Прожиточный минимум на одного человека составит в январе-ноябре 2015 г. 1176 грн (равно как в 2014 г.), а в декабре вырастет до 1330 грн. Минимальная зарплата составит 1218 грн (январь-ноябрь 2015 г.) и 1378 грн, соответственно, (с декабря 2015 г.).

Едят и не стесняются

Кабмин пытается оправдать свои неуемные аппетиты на следующий год тем, что 30% издержек уйдут на оборонные цели, а также на финансирование долгов, сумма которых из-за девальвации гривны выросла более чем на 50%. К тому же, на 2015 год в бюджете заложен курс на уровне 17 грн/долл. Соответственно, возвращать деньги правительству придется, исходя из нынешних курсовых реалий.

Однако и тратить чиновники по-прежнему собираются немало. Так, издержки на аппарат Верховной Рады составят 525 млн грн. На Госуправление делами выделяют почти 1 млрд грн. Смета Государственной судебной администрации составляет около 4 млрд грн, Генеральной прокуратуры - 3,86 млрд грн.

Бюджет МВД вырастет в 2015 г. с 17,9 млрд грн до 32,6 млрд грн (хотя в сентябрьской версии бюджета сумма расходов на доблестную милицию была более скромной - 22,6 млрд грн). При этом появилась новая статья затрат - на Национальную гвардию, которой готовы выделить около 7,1 млрд грн. Однако обоснована ли такая цифра, депутаты, разумеется, умалчивают.

Зато издержки на Министерство энергетики и угольной промышленности (невзирая на энергетический кризис в стране) будут сокращены в несколько раз - до 1,9 млрд грн. Минэкономразвития получит чуть больше, чем в 2014 г. -1,5 млрд грн. А вот затраты на Министерство обороны вырастут значительно - на целых 25 млрд грн.

Минздраву выделят около 6,6 млрд грн, что на 22% меньше финансирования 2014 г. И здесь возникает вопрос: как новоназначенный министр планирует проводить реформу своего министерства при таком урезании денежных потоков?

Мининфраструктуры получит всего лишь 3,3 млрд грн, Государственная фискальная служба рассчитывает на 5,1 млрд грн бюджетных средств, а Министерству аграрной политики и продовольствия выделят в 3,8 раз меньше денег, чем в 2014 году - 1,7 млрд грн. Тем не менее, самая внушительная сумма расписана на Министерство социальной политики - почти 98 млрд грн. Из нее 5,8 млрд грн будет потрачено на аппарат министерства, а 91 млрд гривен - на поддержку Пенсионного фонда.

Для реализации различных программ, связанных с реформами, реконструкцией, модернизацией, государство в 2015 году намерено привлечь в специальный фонд бюджета около 14,2 млрд грн средств от иностранных кредиторов. Это вдвое больше, чем за уходящий 2014 год.

Затянуть пояса

Очевидно, что наполнение госказны будет осуществляться с трудом. Например, как можно рассчитывать на существенный рост поступлений, если доходы бюджета в январе-ноябре 2014 года оказались на 6,8% меньше плана? А значит, по итогам 2014 года тоже будет внушительный недобор.

Сокращение издержек для многих министерств и, в то же время, раздувание затрат на социалку, - это еще один индикатор неэффективного использования бюджетных ресурсов. Например, вместо того, чтобы проводить пенсионную реформу, власти продолжают выливать десятки миллиардов на латание дыр Пенсионного фонда, раздувая таким образом затратную часть бюджета.

В то же время, властям сейчас очень нужно заручиться поддержкой международных доноров, дабы выйти из 2015 года хотя бы с падением экономики, но уж точно не с дефолтом. Поэтому бюджет спешно стремятся представить в максимально "оптимистичном" виде. А затем в течение года его постепенно перекраивать и проводить скрытый секвестр. Что, впрочем, и происходило в 2014 году.

Бюджет-2015: нереальные доходы, безумные затраты и колоссальные долги

Бюджет-2015: нереальные доходы, безумные затраты и колоссальные долги