ua en ru

Жетон в один конец

Бумажные билеты могут появиться в киевском метро уже в августе

В ближайшее время Киевская городская госадминистрация (КГГА) должна подписать инвестиционный договор о введении в столичном транспорте электронных билетов. Планируется, что уже в этом году киевляне начнут оплачивать проезд в метро бумажными билетами со штрихкодами, а единая система оплаты для всего коммунального транспорта должна заработать к апрелю 2014 года. Между тем профсоюз киевского метрополитена передал обращение с 5 тыс. подписей к главе КГГА Александру Попову с просьбой пересмотреть или даже отменить запуск проекта из-за возможных сокращений, очередей пассажиров и многомиллионных сумм, которые будут уходить подрядчику.

В августе должен быть подписан инвестиционный договор о введении электронных билетов в столичном коммунальном транспорте. В апреле этого года победителем конкурса, в котором участвовали две компании, была объявлена харьковская "Альфа Пей Терминал". По словам советника главы Киевской городской госадминистрации, куратора проекта "Электронный билет" Александра Кубракова, до 1 января 2014 года система будет реализована в метрополитене: "Вместо жетонов появятся бумажные чеки со штрихкодами, которые можно будет купить в автоматах, а также электронные карты". "Инвестиционный договор между компанией и КГГА будет подписан на 10 лет,- рассказал "Ъ" представитель "Альфа Пей Терминал" Михаил Леонов.- Первоначальные капитальные инвестиции по закупке, монтажу оборудования и программному обеспечению предварительно составят около 150 млн грн, в течение последующих 3-5 лет эта сумма достигнет 350-400 млн грн".

Технологически эта система будет похожа на ту, что сейчас действует в харьковском метрополитене, отметил господин Леонов. Введение одноразовых бумажных билетов в Харькове начали в апреле 2012 года, а 1 октября полностью отказались от жетонов. Одноразовый билет имеет уникальный штрихкод, который считывается сканером, вмонтированным в турникет на входе в метро. Билет действителен в течение суток. "Все существующие электронные карты будут интегрированы в новую систему - они как действовали, так и будут действовать",- заверил "Ъ" господин Леонов. "Будет переходный период, когда будут действовать и жетоны, и билеты со штрихкодами,- объяснил господин Кубраков.- Но постепенно доля жетонов будет уменьшаться, а потом их просто не станет". Благодаря новой системе в КГГА рассчитывают перевести на оплату проезда картами до 80% пассажиров.

Одновременно в Киеве начнут переводить на электронные билеты коммунальные автобусы, троллейбусы и трамваи. Планируется, что этот этап продлится до конца апреля 2014 года. В КГГА рассказали, что в транспорте будут установлены специальные валидаторы, при поднесении электронной карты к которым будет выпадать чек с подтверждением оплаты. Кроме того, проезд можно будет оплатить с помощью электронных компостеров.

Между тем в июне объединенный профсоюз КП "Киевский метрополитен" собрал 5 тыс. подписей и обратился к главе КГГА Александру Попову с просьбой пересмотреть или даже отменить реализацию проекта "Электронный билет". Глава профсоюза Александр Мозолевич отметил, что из-за реформы под сокращение могут попасть около 600 сотрудников. Впрочем, в КГГА заверили, что не будут поднимать кадровые вопросы до 2014 года. Между тем начальник коммерческой службы КП Татьяна Андреева рассказала, что представители предприятия несколько раз встречались с подрядчиками: "На наши вопросы, какой они видят новую систему, они отвечали, что такой же, как в Харькове. Но мы так и не добились ответа, как именно будет реализовываться этот проект и каким образом изменится работа нашей системы". В киевском метрополитене также опасаются очередей в связи с большим пассажиропотоком и отказом турникетов принимать билеты из-за их возможных дефектов. Следует отметить, что в Харькове возле автоматов по продаже билетов в часы пик временами выстраиваются очереди. "Риски есть всегда,- сказал Александр Кубраков.- Здесь вопрос в правильной информационной кампании, чтобы люди переходили с жетонов не на билеты, а сразу на карты".

При этом представители профсоюза также указывают на большой процент, который будет отчисляться подрядчику. Размер вознаграждения за аутсорсинг по сбору платы за проезд установлен на уровне 8,47% от выручки (в Европе - в среднем 8-10%). То есть только от киевского метрополитена при действующем тарифе (2 грн за проезд) в год подобная плата составит около 65 млн грн. "Получается, 65 млн грн нужно отдавать другой компании. Мы переживаем, что нас ожидают задержки по зарплате",- сказала Татьяна Андреева, предположив, что эту сумму лучше было бы потратить на доработку существующей системы оплаты. "Сейчас на сбор оплаты "Киевпастранс" тратит около 25% выручки, метрополитен - 8-10%. Для города выгодно зафиксировать подобные траты на уровне 8,47%",- заверил "Ъ" господин Кубраков.