Утилизационный сбор на авто в Украине, по расчетам, начнут собирать осенью. Больше всего будут платить те, кому захочется привезти из Европы б/у машину.
Принятый 4 июля закон об утилизации транспортных средств всколыхнул авторынок. Дилеры ждут новой волны ажиотажа, который закончится глубоким спадом.
Зачем введен утилизационный сбор? Кого он затронет? На эти и другие вопросы отвечали почетный президент УкрАвто народный депутат Тариэл Шакрович Васадзе, народный депутат и президент Украинского Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кириллович Кинах и президент Ассоциации Укравтопром Михаил Резник.
Платить утилизационный сбор будут все, кто ввозит новые или б/у автомобили или кузова. Для украинских заводов существует исключение - но только в том случае, если они возьмут обязательство организовать утилизацию всех выпущенных машин.
Не нужно платить за утилизацию автомобилей, зарегистрированных до 1 сентября 2013 года, коллекционных автомобилей, автомобилей дипломатов, консулов и т.п. (а вот если украинец захочет купить машину у дипломата, то ему сбор придется заплатить).
Высчитывают сбор по формуле (базовая ставка)*коэффициент. Для разных категорий транспорта предусмотрена своя ставка (от 5500 грн) и свои коэффициенты.
Пример расчета утилизационного сбора для новых и старых легковушек:
Тип двигателя
За новый автомобиль, грн
За б/у автомобиль, грн
Электрический
4730
9460
ДВС меньше 1,0 л
4730
9460
ДВС от 1,0 до 2,0 л
7370
14740
ДВС от 2,0 до 3,0 л
14080
28160
ДВС от 3,0 до 3,5 л
19085
38170
ДВС больше 3,5 л
30250
60500
На самом деле, считает Васадзе, утилизационный сбор - это, прежде всего, забота о нашей экологии. И только потом - поддержка отечественной промышленности. Ведь Украина скоро превратится в свалку. По данным президента УкрАвто, в нашей стране ежегодно нужно утилизировать более 100 тысяч единиц транспортной техники, а на постройку одного утилизационного центра требуется 7 миллионов евро!
По словам Михаила Резника, сейчас, только на то, чтобы привести украинские экологические критерии в соответствие с европейскими стандартами, необходимо 40 миллиардов долларов. Экологический налог только за первый год позволит, по предварительным подсчетам, принести дополнительные поступления в госбюджет в сумме 2,2 млрд. грн. Импортеры будут платить живыми деньгами на границе, отечественные производители - инвестировать в создание инфраструктуры утилизационных центров. А вот насколько в результате станут дороже автомобили, по словам Тариэла Васадзе, пока неизвестно.
Кинах упоминал спад отечественного автопроизводства, потребность Украины быть конкурентоспособной и защищать свои рабочие места.
Ассоциация импортеров и дилеров (ВААИД) не понимает, откуда взялись дифференцированные ставки нового налога. По мнению данной организации, не должно быть разницы между коэффициентами в зависимости от объема двигателя, поскольку обезвреживание компонентов непригодного для использования транспортного средства (свинец, кислота, ртуть, технические жидкости) во всех автомобилях практически одинаково.
«Утилизационный сбор, который предлагают народные депутаты, - это просто сбор денег с украинских граждан, но программы для использования этих денег нет и не будет», - уверены во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.
В Укравтопроме, тем временем, убеждены, что новый сбор пойдет на пользу экономике страны, а в будущем позволит реализовать европейскую практику утилизации - когда потребители смогут получать компенсацию за сдачу своей машины на металлолом.
В России, напомним, уже действует аналогичный закон и программа утилизации.