ua en ru

Читайте в газете "Газета по- киевски" 27.03.2007:

Неустроенный рай для туриста Стальные кормилицы бабушек Хлам, заменяющий любовь Неустроенный рай для туриста. Нынешний Кудрявец, он же летописный Копырев конец ¬– самое подходящее место для музея под открытым небом. Было бы только кому им заняться. Эта местность в центре Киева всегда отличалась контрастам: в XI веке здесь соседствовали иудейский квартал и резиденция сына Ярослава Мудрого, в XIХ веке – духовная семинария и ликероводочный завод. Сейчас контрасты осовременились: рядом с брошенными старыми домами стоят роскошные офисы. Воздвиженский спуск, больше известный как улица Смирнова-Ласточкина, давно полюбился киевским водителям. Это кратчайший путь со Старого города на Подол: соседний Адреевский спуск пешеходный, а Кудрявский выходит на вечно запруженную автомобилями Глыбочицкую. А многие еще помнят настоящий железнодорожный переезд возле Львовской площади. Между тем этот район – тот самый летописный Копырев конец, а по Вознесенскому спуску ездили еще при князьях. Нынешнее название местности – Кудрявец – объясняется довольно просто: еще в начале XIX века здесь были в основном небольшие частные домики и кудрявились обильные сады и кустарники. С летописным Копыревым концом сложнее: единого мнения до сих пор нет. Концом в те времена называли автономный, обособленный район города. А "Копырев" ряд историков связывают с существовавшим здесь иудейским кварталом – тут проживали ковары (или хазары). Отсюда и "Жидовские ворота" – второе название известной Львовской брамы. Есть версия, что здесь располагалась таможня: "копар" в переводе с иврита обозначает "пеня", "выкуп"... Стальные кормилицы бабушек. Швейные машинки продаются в Киеве больше века. Многие из них, пережив революцию и войну, служат правнучкам своих хозяек. Эти приспособления уже давно не входят в перечень бытовой техники, которую мечтает иметь в доме каждая хозяйка. А когда-то швейные машинки были немаловажным предметом оснащения быта, с их помощью можно было и сэкономить, и подработать, и хоть как-то разнообразить гардероб. А многим семьям они буквально помогали выжить в тяжелые времена. До войны, когда легкая промышленность была в зачаточном состоянии, да и потом – во времена советского дефицита и ширпотреба – машинки были сродни роскоши. Больше всего ценились те, что сохранились с дореволюционных времен. И не зря – они оказались настолько надежными, что и служат и по сей день. Еще в конце XIX – начале ХХ века швейные машинки продавали киевлянкам сразу несколько торговцев. Среди них были немец Торклер, французская фирма Блока, местный предприниматель-оружейник Иван Куровский, даже торговое заведение "Стрела" на Фундуклеевской (теперь Хмельницкого), 10, которое вообще-то сбывало автомашины, но включило в "сопутствующие товары" и машины для шитья... Хлам, заменяющий любовь. Эпидемия ненужных покупок весной обостряется. Как будто мы хотим добавить себе радости маленькими, бессмысленными и разорительными подарочками. Зачем мы покупаем колбасу, утюг или носки – понятно. Вещи определенно полезные, прожить без них почти невозможно. Но вот как в наши дома проникают в невероятном количестве деревянные тайванские кошечки, сердечки в перьях, вазы безумных форм и размеров и коврики размером десять на десять сантиметром, но с ярким вышитым солнцем посередине? А главное – таких вещиц скапливается за год пару мешков, выкидывать их жалко, они пылятся на полках, не препятствуя нам делать новые, столь же "ценные" приобретения. Психологи даже термин состряпали – "шопоголик". По словам испанского психиатра Франсиски Лопес, занимающейся этой проблемой, "шопоголизму" привержены и мужчины и женщины. Это обусловлено высоким ритмом жизни современного человека, недостатком общения, неспособностью получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях. Женщины, считает доктор Лопес, как правило, не удовлетворены своей внешностью, и недоласканы мужьями. А мужчин к прилавку толкают комплексы и желание почувствовать контроль над своей жизнью. Мужчины, как показало исследование испанского психиатра, скупают без разбору электронику, спортивные принадлежности, дополнительные устройства для автомобилей. "После приобретения ненужных вещей люди, страдающие этой манией, обычно испытывают чувство раскаяния и стыда, тем более, что, как правило доходы им не позволяют делать такие траты", - говорит доктор Лопес. Впрочем, нельзя каждому человеку, купившему "ракушку на счастье" или витой подсвечник ставить диагноз. В конце концов, мы не только ради колбасы деньги зарабатываем. А разница между "шопоголиком" и покупателем-эстетом - такая же, как между обжорой и гурманом...