ua en ru

В правительственном проекте Налогового кодекса теряется сама суть упрощенного налогообложения, - ФРУ

В правительственном проекте Налогового кодекса теряется сама суть упрощенного налогообложения как альтернатива общей системе налогообложения, считает Федерация работодателей Украины.

«Во-первых, упрощенная система налогообложения не распространяется на физических лиц - предпринимателей, которые осуществляют аудиторскую, рекламную, бухгалтерскую, адвокатскую деятельность; деятельность в сфере права, инжиниринга; деятельность по консультированию относительно вопросов коммерческой деятельности и управления; вспомогательную деятельность в сфере государственного управления; посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества.

Во-вторых, теперь плательщик единого налога - юридическое лицо освобождается только от уплаты налога на прибыль и ведения учета валовых расходов. Физическое лицо - от учета доходов и подтверждения расходов.

Налоговый груз при условиях принятия такой редакции вообще нивелирует смысл субъектам малого бизнеса находиться на упрощенной системе налогообложения. Кроме того, налогоплательщикам на общих условиях будет невыгодно закупать у упрощенцев услуги и товары, потому что их нельзя будет отнести на валовые расходы», - сказано в сообщении ФРУ.

Кроме того, ФРУ высказала следующие претензии к правительственному проекту Налогового кодекса:

- Запрет отдельных видов деятельности для предпринимателей, которые пользуются упрощенной системой учета и налогообложения, является несправедливым. Те виды деятельности, которые не запрещены, с нашей точки зрения, ни чем существенно не лучше тех видов, которые запрещены. Этой системой пользуются до 2 млн налогоплательщиков. Должно быть взвешенное решение. Выход - в проведении дифференцированного налогообложения субъектов малого предпринимательства в зависимости от величины доходов.

- Штрафы за нарушение налогового законодательства в проекте Налогового кодекса выписаны не корректно. За одно нарушение может быть несколько видов штрафа. Штрафы, которые указаны в действующем Законе №2181, выписанные с нашей точки зрения, профессионально и учитывают интересы, как государства, так и налогоплательщиков. За почти 10 лет действия данного Закона в ст.16 „Пеня" и в ст.17."Штрафные санкции (штрафы)" были внесены лишь 2 изменения. В сравнении с изменениями в другие законы по вопросам налогообложение это немного. За последние почти 10 лет между бизнесом и властью в этом вопросе был найден и достигнут баланс интересов, который нецелесообразно разрушать.

- Внедрение налогообложения налогом с доходов физических лиц депозитных вкладов и переводов в пользу физических лиц из-за границы требует вдумчивого и взвешенного подхода. Налогообложение не должно привести к уничтожению рынка депозитов и переводов. Это легальный рынок, и непродуманные шаги могут его уничтожить или уменьшить. И то и другое недопустимо. Потери государства, банков могут быть большими, чем налоги с таких операций.

- В проекте Налогового кодекса некорректно определена база налогообложения при вычислении НДС. Базой налогообложения при вычислении НДС, согласно с проектом Кодекса, является продажа товаров по стоимости, которая является не ниже фактических расходов по их изготовлению (приобретению), а при продаже импортных товаров базой налогообложения являются цены, которые не могут быть ниже таможенной стоимости товаров. Существующий Закон Украины „О налоге на добавленную стоимость" предусматривает при определении базы налогообложения применения механизма „обычных цен". Действующее законодательство достаточно детально объясняет понятие обычная цена (п.1.20. ст.1. Закону Украины „О налогообложении прибыли предприятий"). Определение базы налогообложения из вышеупомянутого Закона Украины „О налоге на добавленную стоимость" более правильное и учитывает как интересы государства, так и интересы налогоплательщиков. Плательщики, которые будут продавать товар с наценкой 1%, когда обычно продают дороже, не будут нарушителями Кодекса. Существующее законодательство через применение понятия „обычных цен" предусматривает механизм борьбы с такими плательщиками.

- Исключение из расходов плательщиков налога на прибыль понесенных расходов на товары (услуги) полученные от предпринимателей, которые пользуются упрощенной системой учета и налогообложения, являются несправедливыми. При таком подходе нужно все расходы плательщиков налога на прибыль в пользу неплательщиков поддать ревизии. Злоупотребления с надуманными расходами могут быть не только от предпринимателей, которые пользуются упрощенной системой учета и налогообложения.

- В проекте Налогового кодекса некорректно определено расширение полномочий налоговых органов во время проверок. Расширение полномочий налоговых органов во время осуществления налогового контроля не отрицается бизнесом, который в своей деятельности придерживается действующего законодательства. Но такой бизнес хотел видеть в Кодексе нормы, которые бы защищали бизнес от неоправданных потерь времени на такие проверки, и, чтобы были созданы условия, которые позволяли бы получать информацию от налоговых органов касательно уплаты и начисления налогов (акты сверок, судьба бюджетного возмещения, сообщения об исключении из плательщиков НДС и др.).

- Периодичность проведения внеплановых выездных документальных проверок не ограничивается. Положения существующего Налогового кодекса в этом разрезе противоречат действующему законодательству, существенно ограничивают права плательщиков и осложняют администрирование налогообложения. Внедрение такой нормы - это перерегулирование предпринимательской деятельности.

- Из проекта Налогового кодекса необходимо изъять такую норму, как «бухгалтерский учет временных и постоянных налоговых разниц». Такая норма искусственно приведет к увеличению начисленного „виртуального" налога на прибыль, который нужно будет платить реально. То есть, фактически прибыли нет, а платить налог нужно.

- Предложенная в проекте Кодекса норма относительно включения в доход и в расходы выручки от реализации иностранной валюты и ее себестоимости фактически удваивает доходы и расходы от одной операции - продажа продукции на экспорт. Один раз включается стоимость продажи, второй раз включается стоимость проданной валюты. Эта норма противоречить ст.4.3 - суммы, отображенные в составе доходов, не подлежат повторному включению в состав доходов. Предлагается включать в расчет доходов и расходов лишь результат от реализации иностранной валюты, при превышении цены продажи в доход, а при более низкой цене продажи от себестоимости валюты включать в расходы.

- Положения ст.32 раздела "Администрирования налогов, сборов и налоговых платежей" относительно самозанятых лиц противоречат действующему законодательству, существенно ограничивают права и осложняют администрирование налогообложения самозанятых лиц. Практически - это двойное лицензирование и двойное прохождение государственной регистрации такими субъектами, как нотариусы, адвокаты, аудиторы и др.

- Внедрение норм редакции правительственного Налогового кодекса относительно налогообложения предпринимателей - физических лиц и СПД может привести к фактическому истреблению этой прослойки предпринимательства в Украине (это около 2 млн субъектов). Это может привести к значительному росту социального напряжения в стране и массовых акций протеста против действий правительства.