ua en ru

Закон о занятости населения - красивая ширма, скрывающая проблемы рынка труда

Автор: RBC.UA
Закон о занятости населения, который вступил в силу с 1 января с.г., далек от европейских подходов как по форме, так и по реализации. Он не преодолевает безработицу и нелегальные выплаты зарплат, а непродуманные новации и отсутствие финансирования делают его лишь красивой ширмой, за которой скрываются проблемы украинского рынка труда, не решаемые годами. Об этом в статье для РБК-Украина написал управляющий партнер рекрутингового агентства «SM Consulting» Сергей Марченко.

Закон о занятости населения, который вступил в силу с 1 января с.г., далек от европейских подходов как по форме, так и по реализации. Он не преодолевает безработицу и нелегальные выплаты зарплат, а непродуманные новации и отсутствие финансирования делают его лишь красивой ширмой, за которой скрываются проблемы украинского рынка труда, не решаемые годами. Об этом в статье для РБК-Украина написал управляющий партнер рекрутингового агентства «SM Consulting» Сергей Марченко.

Закон о занятости населения, который вступил в силу с 1 января, в свое время рекламировался, чуть ли не как эпохальный прорыв в трудовом законодательстве. Комментируя принятие закона, его основной идеолог Сергей Тигипко отметил, что «новый закон о занятости предлагает европейские подходы к преодолению безработицы». Правда, понимание европейских подходов в чиновников достаточно специфическое - думаю, не у меня одного сложилось впечатление, что, учитывая принятие этого закона в разгаре предвыборной кампании, целый ряд его положений откровенно популистские и декларативные, не обеспеченные ни финансированием, ни четкими механизмами внедрения.

Читайте также: Правительству Украины нужно ликвидировать неравные условия на рынке труда и реформировать систему образования, - Всемирный банк

Однако, главная претензия экспертной среды к закону о занятости - не в его отдельных недостатках, а в том, что закон в целом не выполняет свою основную функцию. Закон не решает системные проблемы рынка труда: безработица, зарплаты в конвертах и ​​дисбаланс в отношениях работодатель - наемный работник. А без решения этих проблем не стоит надеяться на улучшение ситуации на рынке труда, поскольку все другие проблемы, с которыми пытается бороться государство, являются лишь производными от них, и не могут быть решены без устранения причины своего возникновения.

Так, существование черного рынка труда и зарплат в конвертах перечеркивает попытки предоставления социальной защиты наемным работникам, поскольку все выплаты начисляются исходя из размера официальной зарплаты, которая в среднем в три-четыре раза меньше реальной. Таким образом, даже если закон выполняется, работник получает в разы меньше, чем прилично. В случае нарушения трудового законодательства черный рынок труда делает крайне обременительным судебный процесс, ведь даже в случае выигрыша суда пострадавшему будет возмещен только официально часть выплат. Это демотивирует истцов, и масса дел не доходят до суда именно по причинам скудности доначисленных сумм.

Читайте также: В Украине вступил в силу закон о занятости населения

В свою очередь, безработица делает возможным существование зарплат в конвертах. Во многих регионах ситуация с трудоустройством критическая, поэтому люди готовы идти на любые условия, в том числе - на нелегальную и полулегальную работу. Именно эти факторы предопределяют тотальную зависимость работника от работодателя, делают невозможным создание гармоничного баланса между всеми участниками рынка.

Мне могут возразить: а зачем нам и гармония? Разве других проблем нет? Дело в том, что существующий дисбаланс не дает расти производительности труда. Голодные и злые рабочие, работающие из-под палки, - это не поэты, не рационализаторы, а бракоделы и саботажники. Развитие мировой цивилизации неопровержимо доказало, что свободный труд свободных людей намного эффективнее, чем рабский, поэтому меня не удивляют в разы меньшие, нежели среднеевропейские, показатели эффективности труда украинцев. Больше удивляет изумление работодателей, которые до сих пор не поняли, почему же все-таки немцы такие трудолюбивые, а украинцы не хотят работать.

Читайте также: Средняя зарплата в декабре 2012 г. выросла до 3,37 тыс. грн

Закон о занятости от Партии регионов ни одним своим нововведением никак не повлиял на существующий баланс интересов. В принципе, учитывая тот факт, что продвигала его партия крупнейших работодателей, в этом нет ничего нелогичного - они защищают свои интересы. В законе о занятости наиболее ощутимые и денежные новации касаются в первую очередь работодателей: именно им компенсируются налоговые обязательства, которые для крупных предприятий могут составлять весьма существенные суммы. Также работодателям приятно, что эти компенсации не зависят от бюджета - они получают право самостоятельно уменьшить свои налоговые обязательства, поэтому гарантированно получат свою выгоду.

Совсем другое дело с рабочими. Так, закон о занятости предусматривает возможность оплаты обучения для переквалификации, возможность получения «подъемных» в размере десяти минимальных зарплат и жилья, которое может впоследствии перейти в собственность, выпускникам высших учебных заведений, решившим поехать работать в сельскую местность. При этом, в бюджете Минсоцполитики на 2013 г. нет средств ни на переквалификацию, ни на выплаты молодым специалистам. То есть, закон о занятости вроде кого-то защищает и стимулирует, а на самом деле - элементарно не финансируется в части, касающейся наемных работников.

Читайте также: Минимальная зарплата в Украине с 1 января 2013 г. увеличится на 13 грн - до 1147 грн

Часто законодатели, желая сделать что-то хорошее, принимают якобы логичное решение, которое, несмотря на это, не только не решает проблему, а наоборот усугубляет. Закон о занятости тоже имеет такой недостаток. Зная, что на рынке трудоустройства действуют мошеннические схемы выманивания денег у соискателей, законодатели запретили кадровым агентствам брать деньги с граждан, обязав их, подобно рекрутинговым агентствам, получать гонорары за трудоустройство исключительно из работодателей. Рекрутеры всегда критиковали коллег из кадровых агентств за демпинг и крайне низкое качество услуг, которые дискредитировали весь рынок трудоустройства в целом. Казалось бы, этому положен конец, если бы не одно «но» - никто не запрещает кадровым агентствам предоставлять информационные услуги, а это формально не является платой за трудоустройство!

С начала года кадровые агентства могут также торговать какими-то бумажками с адресами мифических работодателей. Только теперь обманутые граждане уже не смогут даже высказать свои претензии аферистам, потому об обещаниях трудоустройства в договорах речь идти уже не будет - они на законных основаниях будут предоставлять информационные услуги. А как ты этой информацией воспользовался и получил ли какую-то выгоду, это уже твои личные проблемы. То есть, вместо регуляции рынка, закон о занятости выталкивает целую индустрию за пределы правового поля и делает еще хуже тем, кого как-то должен этими положениями защитить.

Читайте также: Прожиточный минимум в Украине с 1 января 2013 г. увеличился на 13 грн - до 1108 грн

Подобным образом закон о занятости пытается облегчить участь граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. По сравнению со старой редакцией закона, список таких граждан значительно расширен. К инвалидам добавляются сироты, молодежь при первом трудоустройстве, лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения, люди почтенного (10 лет до пенсии) возраста и еще несколько категорий граждан.

Первое, что приходит в голову, это неочевидность необходимости предоставления льгот для некоторых категорий. Например, лично я не вижу в своей компании места для людей, имевших проблемы с законом и, даже осознавая важность их социальной адаптации, не готов к сотрудничеству с такими людьми.

Второе - расширение перечня льготников без расширения самой квоты, и в дальнейшем остается пятипроцентным. То есть, рабочие места для сирот и людей предпенсионного возраста будут освобождены за счет инвалидов.

Читайте также: В госбюджете-2013 не заложены зарплаты бюджетникам на IV кв., - Калетник

И третье - практика применения льгот в прошлой редакции закона свелась к их формальному предоставлению. Общеизвестно, что немногие компании реально привлекают инвалидов к труду, способствуя их социальной адаптации и развития. Гораздо больше примеров фиктивного трудоустройства, когда работодатель просто нанимает в штат нужное количество инвалидов, которые никогда не видели этого предприятия и получают по 300-400 грн в конверте просто за то, что они считаются трудоустроенными. Очевидно, что новые льготники будут действовать по старым схемам.

Стоит отметить, что таким образом государство пытается переложить свои гуманитарные функции на плечи предпринимателей и, по сути, вводит для них дополнительный налог. При этом, само государство не нанимает на госслужбу тех же лиц с уголовным прошлым, алкоголиков, наркоманов. И возникает вопрос: а почему? Где же им еще становиться здоровыми членами общества, как не в государственных учреждениях под наблюдением уважительных и принципиальных госслужащих?

Читайте также: Глобальная безработица в 2013 г. достигнет рекордных значений, - МОТ

Кстати, кроме администраций, министерств и ведомств государство контролирует ряд крупных государственных предприятий, таких как «Укрпочта», «Укрзализныця», «Укравтодор», и др., где хватило бы места всем льготникам. Наверное, это было бы самое логичное и действенное решение проблемы с льготниками. К тому же, в таком случае можно быть уверенным, что льготы предоставляются действительно и в полном объеме, а не фиктивно и из-под палки.

Резюмируя, можно сделать вывод, что закон о занятости далек от европейских подходов как по форме, так (и в первую очередь!) по реализации. Не преодолев безработицу и нелегальные выплаты зарплат, этот закон не выполняет свои основные функции, а непродуманные новации и отсутствие финансирования делают его лишь красивой ширмой, за которой скрываются проблемы украинского рынка труда, не решаемые годами.