ua en ru

У меня есть вишиванка прабабушки. Пошаговая инструкция, как хранить вещи с историей

У меня есть вишиванка прабабушки. Пошаговая инструкция, как хранить вещи с историей Людмила Дмитрук рассказала, как правильно хранить вышиванки своей семьи (коллаж: Styler)

Як книжкова блогерка я збираю й колекціоную книжки. Їх у мене кілька тисяч. На величезних книжкових полицях на всю стіну вони стоять вже у два ряди, бо в один просто не вміщаються. Але також маю іншу, не менш важливу колекцію з понад 1300 вишитих сорочок.

Цей процес не одразу переріс у колекціонування, але з часом я зрозуміла: не важливо, чи одна старовинна сорочка в колекції, чи кілька сотень, а зберігати їх потрібно за певними правилами. Адже важливо не просто мати сорочки, рушники чи спідниці в шафі, але забезпечити їм тривале "життя".

Тож я з чоловіком ретельно вивчала музейні стандарти, консультувалася з експертами, читала наукові статті, звісно, робила певні помилки. Але сьогодні підготувала невелику покрокову інструкцію, яка, можливо, полегшить комусь шлях зберігання родинної історії чи цінних матеріальних реліквій.

Книжки, особливо художні, розвивають емпатію, дозволяють уявити себе і прабабцею, яка важкою працею вишивала те, що ми нині вважаємо шедеврами. А також дозволяють уявити перед собою свою пра-пра-пра онучку. Який спадок я хочу їй передати?

Ну що, уявили? Почнімо!

Шаг первый: собираем информацию

Реликвия моей семьи, или произведение неизвестной мастерицы - это материальное наследие, которое само о себе молчит. Чтобы она заговорила, информацию о ней нужно собрать и записать. Если этого не сделать, то она имеет все шансы стать обычным "реквизитом". Именно информация делает артефакт историческим и стоящим сохранения.

Соберите и запишите всю информацию о вещи: кто автор, кто носил, связанные с вещью семейные предания и истории, потому что уже лет через сто эту информацию негде будет взять.

Шаг второй: оцифровываем

Хранить семейные реликвии надлежащим образом по всем музейным стандартам - очень дорогое удовольствие, а любые повреждения или потери являются невозобновляемыми. Похожая история и с реставрацией, профессиональная стоит несколько тысяч долларов, а дешевая - лишь вредит.

Поэтому стоит сфотографировать эту вещь поскорее пока она в лучшем состоянии. Сделайте столько цифровых фотографий целой вещи и ее отдельных фрагментов, чтобы за ними, в случае чего, можно было сделать реплику.

Шаг третий: сохраняем

Узнать, как правильно хранить старинную одежду можно, например в видеоблогах Британского Музея. Будьте готовы, что некоторые из требований могут быть сложными, на первый взгляд. Подготовила несколько важнейших:

  • Никаких прямых солнечных лучей. Мы знаем, что даже новые вещи быстро выгорают, что уж говорить о старинных, для которых опасно даже рассеянный дневной свет.
  • Помещение, где хранятся вещи с историей, должно быть сухое и проветриваться. Также необходимо избегать перепада температуры.
  • Старинную одежду нельзя одевать на себя, даже на короткое время.

Главное помнить, что все музейные требования созданы для того, чтобы как можно дольше обеспечить жизнь реликвиям. Поэтому не стоит ими пренебрегать.

Шаг четвертый: передаем в музей?

Знаю, что для кого-то это звучит необычно, но речь сейчас не просто о подарке. Вы имеете право поставить музею свои условия - как музей должен это хранить, как часто отдавать на выставки, как распоряжаться смежными правами (правом на изготовление реплик) на ваши экспонаты.

Как пример, Юрий Шевелев в конце жизни продал свою огромную библиотеку японцам, руководствуясь именно ее (библиотеки) будущей сохранностью и целостностью.

Прежде всего, вы имеете право убедиться, что музей должным образом выполняет свои обязательства, а как нет - передать свои реликвии на хранение в другой.

В коломыйском музее есть экспонаты "на депозите", которые восемьдесят лет назад одолжили музею, и в случае чего потомки имеют право вернуть их себе.

Несмотря на все лихолетья ХХ века именно такая стратегия сохранила немало семейных реликвий.

Шаг пятый: делаем реплики

Надевая даже раз в год свою реликвию, вы существенно сокращаете ей жизнь. Как вариант, можно сделать реплику из рубашки вашей прабабушки и одевать ее хоть каждый день - это ответственно. Собственно на этом и строится философия нашего бренда "Витвори". В нашей онлайн-мастерской есть возможность заказать как точную копию старинной сорочки, так и создать собственный аутентичный дизайн.

Шаг шестой: бережем и уважаем

Не зря говорят: "вещи с историей" - они действительно являются частью культуры. Нам повезло, что в Украине сохранилось достаточно много старинных вещей и украшений. И в наших силах сделать все, чтобы последующие поколения также имели возможность ознакомиться с этой частью истории наглядно.

Для начала достаточно простого уважения к ним и их создателям. Не стоит использовать старинные рубашки для фотосессий или одевать даже на большой праздник. Поскольку свет, косметика, контакт с телом и тому подобное разрушают ткань, а вместе с ней и часть истории. А мы же хотим, чтобы искусством наших предков смогли насладиться и наши дети, внуки и еще, желательно, правнуки, и другие потомки, которые родятся лет через 500!

В предыдущие века меценаты, такие как Тарнавские, Косачи, Терещенки и многие другие не просто коллекционировали вещи. Они сделали много для того, чтобы сохранить их и рассказать украинцам об их культуре. И сегодня каждый из нас, в силу своих возможностей, может продолжить их миссию.

У меня есть вишиванка прабабушки. Пошаговая инструкция, как хранить вещи с историей

Людмила Дмитрук увлекается вышиванками (фото из личного архива коллекционерки)