ua en ru

Ум всегда в цене. Какие страны мира признают украинские дипломы об образовании

Ум всегда в цене. Какие страны мира признают украинские дипломы об образовании У Украины есть договоренности о признании дипломов со многими странами мира (коллаж: РБК-Украина)

После начала полномасштабной войны многие украинцы - в частности женщины и дети - вынуждены были уехать в другие страны и искать безопасную жизнь за пределами Родины. На чужбине все они столкнулись с множеством проблем. Одной из них стала легализация документов, в частности дипломов об образовании, для поиска работы или дальнейшего обучения.

РБК-Украина (проект Styler) исследовало, какие страны мира признают украинские дипломы по образованию и что нужно знать о легализации документов.

При написании материала использовались следующие источники: Конвенция о признании квалификаций по высшему образованию в европейском регионе, Гаагская конвенция 1961 года, Министерство образования и науки Украины.

Юридическая подоплека

У нашего государства есть международные договоренности по подтверждению дипломов об образовании со многими странами мира.

После обретения независимости Украина стала членом нескольких важнейших конвенций о равнозначности документов, подтверждающих квалификацию и ученые звания.

Речь идет, в частности, о Лиссабонской и Гаагской конвенциях.

Отдельные двусторонние соглашения о признании дипломов Украина подписала с Францией, Болгарией, Вьетнамом, Венгрией, КНР, Польшей, Монголией, Румынией, Эстонией, а также со многими странами постсоветского пространства.

Лиссабонская конвенция

Конвенция о признании квалификаций по высшему образованию в европейском регионе была разработана под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО и подписана в Лиссабоне (Португалия) 11 апреля 1997 года.

В преамбуле отмечается, что "право на образование является правом человека" и "высшее образование должно играть жизненно важную роль в продвижении мира, взаимопонимании и терпимости, а также в создании взаимного доверия между людьми и нациями".

Конвенция отмечает, что "большое разнообразие систем образования в европейском регионе отражает его культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие, которое составляет исключительное достояние, требующее всяческого уважения".

Исходя из этого, стремление стран-подписантов состоит в том, чтобы "предоставить всем людям этого региона возможность в полной мере пользоваться этим источником разнообразия, облегчив доступ жителям каждого государства и учащимся учебных заведений к образовательным ресурсам других государств".

Если проще - страны-участницы конвенции должны признавать документы по образованию граждан других стран.

Лиссабонская конвенция содержит, в частности, информацию:

  • об определениях основных терминов (причастных к образовательным процессам)
  • о компетенции государственных органов стран-участников
  • об основных принципах оценки и признания квалификации (любой степени, диплома или иного свидетельства, выданного компетентным органом и удостоверяющего успешное окончание программы по высшему образованию)
  • о признании квалификаций беженцев, перемещенных лиц и лиц, находящихся в положении беженцев
  • об оценке высших учебных заведений и программ
  • об определении периодов обучения
  • о механизмах осуществления (образовательных процессов) и т.п.

Сначала Лиссабонскую конвенцию вместе с Украиной подписали 44 страны Европы. Несколько позже к ней присоединились ряд других стран (среди них - Канада и США, которые ее пока не ратифицировали).

Ум всегда в цене. Какие страны мира признают украинские дипломы об образовании

Страны, подписавшие Лиссабонскую конвенцию

Согласно конвенции была создана также Европейская сеть центров по академическому признанию (ENIC - NARIC Network). Она работает в 55 странах (распространяется и на государства, принадлежащие к региону ЮНЕСКО).

Гаагская конвенция

Гаагская конвенция была заключена 5 октября 1961 года в Нидерландах. Она упраздняет для стран-участниц требование консульской легализации иностранных официальных документов (в том числе и образовательных дипломов).

Конвенцией был установлен специальный знак (штамп), проставляемый на официальные документы (созданные в одном государстве и подлежащие передаче в другое государство). Он заменяет процедуру консульской легализации и называется апостиль.

Документы, заверенные апостилем в одном из государств-участников конвенции, должны приниматься в другом государстве-участнике без каких-либо ограничений.

В сущности, апостиль подтверждает подлинность (законность) той или иной бумаги. Он проставляется как непосредственно на документе, так и оформляется посредством приложения.

Согласно Гаагской конвенции, к официальным документам относятся:

  • документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющиеся юрисдикции государства (включая документы от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя)
  • административные документы (в частности, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния)
  • нотариальные акты
  • официальные отметки (отметки о регистрации, визах и т.п.)

В то же время, конвенция не распространяется на:

  • документы, подготовленные дипломатическими или консульскими агентами
  • административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции (например, коммерческие письма зарубежных фирм)

Гаагская конвенция успешно внедрена в 124 странах.

В Украине апостиль проставляют компетентные органы - Министерство образования, Министерство юстиции и Министерство иностранных дел.

Процедура оформления диплома об образовании для каждой страны индивидуальна и может состоять из следующих этапов:

  • нотариальное удостоверение диплома
  • проставление печати Министерства юстиции
  • проставление печати Министерства иностранных дел

Для некоторых стран необходимо также легализовать перевод диплома:

  • проставить штампы Минюста и МИД
  • на переводе диплома поставить печать консульства нужной страны

Кроме того, иногда возникает необходимость нострифицировать документы (получить согласие органов власти на наличие законной силы образовательных документов на территории государства).