Украина против Орбана и бюрократии. Кто больше всего мешает вступлению страны в Евросоюз
Президент Украины Владимир Зелнский и глава еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (фото: Getty images)
На пути в Евросоюз Украина столкнулась с большим препятствием – вето от Венгрии. Какие варианты его обхода, насколько они отвечают украинским интересам и на каком этапе евроинтеграции сейчас находится Украина в целом – читайте в материале журналиста РБК-Украина Романа Кота.
Главное:
- Что о вето Орбана говорят в Брюсселе и Киеве?
- Техническое открытие переговорных кластеров – какие аргументы "за и против"?
- Какие вызовы перед новым ответственным за евроинтеграцию в Украине?
В Евросоюзе в целом очень много бюрократии. Иногда она полезна – работает как "защита от дурака". Но чаще вредит – в частности, когда речь идет о вступлении Украины в ЕС.
На этом пути Киев уже прошел три знаковых голосования: за получение статуса кандидата на вступление, за официальное открытие переговоров, а также за открытие переговорной рамки. Четвертого голосования – об открытии переговорных кластеров – мы никак не дождемся.
Фактически, открытие кластеров – это начало официальных переговоров по отдельным тематическим блокам правового наследия ЕС. Всего кластеров шесть: Основы; Внутренний рынок; Конкурентоспособность и инклюзивный рост; Зеленая повестка и устойчивая связь; Ресурсы, сельское хозяйство и сплоченность; Внешние отношения.
Каждый кластер охватывает несколько разделов, в которых Украина согласовывает свое законодательство с нормами Евросоюза. Всего таких разделов 35. Когда законы будут приведены в соответствие с европейскими нормами, кластеры должны закрыться. И дальше – только политическое решение Евросоюза о присоединении Украины.
Проблема вето
По крайней мере, первый кластер должны были открыть еще в июле. Однако этого до сих пор не произошло из-за позиции Венгрии. В течение этого года премьер-министр страны Виктор Орбан занял особенно жесткую позицию, прежде всего из-за внутриполитических соображений. На выборах в следующем году он назначил Украину главным внешним врагом, против которого объединяет собственного избирателя.
В Брюсселе давно пытаются что-то с этим сделать. Так, по инициативе председателя Европейского Совета Антониу Кошты, предлагается, чтобы открытие кластеров происходило не единогласно, а квалифицированным большинством – не менее 55% государств-членов (сейчас 15 из 27), представляющих по крайней мере 65% населения ЕС.
Кошта пытался склонить к новации лидеров ЕС во время недавнего турне по нескольким странам и встреч на полях Генассамблеи ООН. А в полном составе руководители стран-членов обсуждали эту идею на прошлой неделе в Копенгагене. Однако решения до сих пор нет. По информации Politico, свои возражения, кроме Венгрии, имеют Франция, Нидерланды и Греция. Сейчас обсуждения продолжаются.
Хотя отказ от принципа единодушия вышел на повестку дня именно в контексте Украины, проблема шире. Это очень удобный инструмент для малых стран Евросоюза, чтобы продвигать свои интересы рядом с крупными государствами, такими как Германия или Италия. Кроме того, это позволяет отдельным странам ограничивать процесс вступления своих антагонистов. Например, Греция может так действовать в отношении Турции, Болгария – относительно Северной Македонии, а Хорватия – в отношении Сербии.
Варианты преодоления вето
Несмотря на эти трудности, Киев настроен решительно. Не в последнюю очередь это связано с политической динамикой внутри Венгрии. В апреле следующего года Орбан с высокой вероятностью может потерять власть – у него впервые за много лет есть соперник с вполне реальными шансами на победу – лидер партии Tisza Петр Мадьяр.
Поэтому, казалось бы, нужно просто подождать до апреля, формально не принимая политическое решение об открытии переговорных кластеров, а пока заниматься техническими вопросами. Такой вариант имеет своих сторонников как в Брюсселе, так и среди стран, которые принято считать "адвокатами" Украины в ЕС.
"Мы решительно поддерживаем необходимость, если фактически невозможно привлечь 27 членов ЕС, которые позволили бы Украине и всем государствам-членам, кроме, возможно, одного (Венгрии - ред.), продвигаться в переговорах о вступлении Украины", – сказала РБК-Украина посол Литвы в Украине Инга Станите-Толочкене.
По ее словам, это позволит начать работу со всеми вопросами, которые могут возникнуть у стран-членов ЕС в контексте переговоров, и выполнить эту работу "неформально, если сейчас невозможно двигаться формально".
Виктор Орбан в Европарламенте (фото: Getty Images)
Однако такой подход означает дополнительные вызовы для Украины. Во-первых, несмотря на проблемы дома, Орбан все еще имеет вполне реальные шансы сохранить власть.
Во-вторых, в ходе переговоров между Украиной и Евросоюзом потребуются решения, имеющие юридическую силу. Особенно это касается тех переговорных разделов, где необходимо утверждение компромиссов путем голосования всех стран ЕС. Например, в сфере экономики и торговли, в которых Украина имеет ряд противоречий с соседями.
"Сейчас первый кластер "Основы" – это полбеды. Потом, когда мы пойдем во "Внутренний рынок", там, где надо договариваться о переходных периодах, других секторальных разделах. С кем мы будем договариваться? Просто за это все надо голосовать. Это должно утверждаться", – сказала РБК-Украина исполнительный директор ОО "Украинский центр европейской политики" Любовь Акуленко.
Всего таких голосований – об открытии и закрытии каждого из 35 разделов в рамках кластеров – будет около 70. Поэтому существует риск, что сами переговоры затянутся на очень надолго из-за вето той или иной страны. И не обязательно именно Венгрии.
Фактически, такой практикой Евросоюз сам себя загнал в ловушку. Каким бы ни был выход из нее, его нужно найти до конца года – пока продолжается председательство Дании. Следующим возглавить ЕС должен Кипр, у которого совсем другие приоритеты. В начале сентября посол Кипра в Украине Михалис Фирилас отмечал, что его страна считает принцип единодушия важным.
"Это один из важнейших элементов для продолжения политического процесса в Европе – без желания держать кого-то в заложниках. В то же время это определенные механизмы, с помощью которых можно выразить национальные интересы", – сказал посол Фирилас.
Политическая воля в Украине и ЕС
Несмотря на проблемы с открытием кластеров, техническая работа по евроинтеграции Украины продолжается и в Брюсселе, и в Киеве. На прошлой неделе был завершен скрининг украинского законодательства на предмет его соответствия нормам ЕС.
Как отметил вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Тарас Качка, всего состоялось 34 двусторонние встречи суммарной продолжительностью 66 дней. Участие в них приняли представители более 70 украинских органов власти, начиная от Верховной Рады и Кабинета министров и заканчивая судебными и правоохранительными органами.
По этому поводу в Киев прибыла еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос. По ее словам, быстрое завершение скрининга – само по себе является достижением.
"Мы осуществили этот процесс менее чем за один год. Это быстрее, чем происходило когда-либо до этого", – отметила Кос.
Ожидается, что отчет по результатам скрининга будет готов в ноябре, однако уже сейчас понятно, где у Украины есть пробелы, а где работы будет меньше.
"Где-то мы достаточно хорошо продвинулись, где-то мы сделали, как говорится в языке, который использует Еврокомиссия, очень-очень скромный прогресс. Причины разные, но готовность партнеров помогать была ярко продемонстрирована на примере этих скрининговых сессий", – сказал РБК-Украина народный депутат, заместитель главы парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Вадим Галайчук.
По его словам, речь идет о подготовке конкретного плана по каждому из разделов – как достичь соответствия законодательства в той или иной сфере. Кроме того, со стороны ЕС есть готовность использовать различные финансовые инструменты, чтобы украинский бизнес и государство в целом смогли продолжать процесс адаптации. Прежде всего, это может быть "Инструмент предвступительной помощи" (IPA) для финансирования и технической поддержки Украины.
Также в ходе переговоров стало понятно, что необходима очень открытая коммуникация, чтобы снова не сложилось впечатление, будто Украина отказывается от выполнения своих обязательств и ищет обходные пути или особые условия для себя.
"Нет этого, есть абсолютно нормальный процесс переговоров относительно того, как мы идем, где брать средства, чтобы достигать этого соответствия (законодательства, - ред.), в какие сроки мы можем реалистично выполнить свои обязательства", – подчеркнул Галайчук.
При этом в ЕС до сих пор чувствует послевкусие истории с НАБУ и САП и первых масштабных протестов в Украине за время большой войны. Оно касается не конкретных переговоров, а скорее общих изменений в отношении к Украине. Как говорили собеседники издания сразу после скандала, процесс украинских реформ будут мониторить гораздо пристальнее.
Марта Кос (в центре) и Владимир Зеленский в Киеве (фото: Getty images)
Выступая в Киеве, еврокомиссар Кос отметила, что военный опыт и технологии Украины делают ее незаменимой для Европы. В то же время она акцентировала, что Украина не должна допускать регресса в реформах, в частности антикоррупционных.
"Это (военная мощь Украины - ред.) – тот фон, на котором сегодня действует наша политика расширения. Но это не означает, что мы должны быть снисходительными к фундаментальным реформам и просто как можно скорее сделать Украину членом. Верховенство права, борьба с коррупцией, сильные демократические институты гарантируют сильную Украину", – заявила еврокомиссар.
В июльской истории с НАБУ и САП ошибки были с обеих сторон, подчеркивает литовский посол Инга Станите-Толочкене.
"Когда речь идет о ЕС, наши ожидания не были достаточно четко сформулированы. И когда речь идет об Украине, то, скорее всего, не было никаких ожиданий, что люди решительно будут поддерживать те институты, которые представляют постмайдановскую антикоррупционную архитектуру. Я считаю, что сейчас важно не допускать дальнейших ошибок ни с одной из сторон. Если мы действительно серьезно настроены на быстрое движение вперед, то мы должны действовать на 120%", – сказала она в комментарии РБК-Украина.
Кто отвечает за движение в ЕС
Все это означает новые вызовы и очень много работы для украинской власти. В целом весь процесс евроинтеграции курирует профильный вице-премьер-министр. 17 июля вместо Ольги Стефанишиной на эту должность был назначен Тарас Качка. Эта работа для него не нова. Ранее Качка был заместителем министра экономики – торговым представителем Украины и занимался экономическим измерением отношений с ЕС. Кроме того, был обновлен и весь состав правительства.
На практике это привело к временным кадровым пертурбациям. Правительство утвердило новый состав Межведомственной рабочей группы по вопросам обеспечения переговорного процесса только на прошлой неделе.
Параллельно Качка анонсировал широкие консультации с бизнесом по адаптации законодательства, чтобы учесть их позицию по адаптации украинского законодательства к нормам ЕС. Этот процесс, по его словам, направлен на то, чтобы обеспечить практическое соответствие реформ потребностям предпринимателей, работающих на внутреннем и европейском рынках.
"Стефанишина была в легкой фазе – подготовки дорожных карт и прохождения скринингов. Если откроется первый кластер, Качка пришел на фазу непосредственных переговоров и разработки законодательства. Здесь гораздо сложнее показывать какие-то результаты – надо менять законодательство и еще коммуницировать с бизнесом. А потом иметь голоса в Раде, чтобы это все голосовалось", – отметила изданию Любовь Акуленко.
Вице-премьер Тарас Качка и глава МИД Венгрии Петер Сийярто (фото: Getty Images)
Что касается профильного комитета Верховной Рады, серьезных сбоев в коммуникации с новым вице-премьером пока не было.
"Одним из основных моментов, которые я хотел бы отметить, это то, что мы не почувствовали какого-то перерыва в этой работе. Что вот есть смена команды и есть потребность дать ей какое-то дополнительное время, – нет. То есть все идет теми темпами, которые мы наметили, и даже быстрее", – сказал РБК-Украина Вадим Галайчук.
Другое дело, что искать голоса в зале для принятия законов все труднее. Как писало РБК-Украина, монобольшинство давно существует лишь формально на бумаге. Ранее депутаты от "Слуги народа" стабильно обеспечивали около 180 голосов, но теперь их ядро сократилось до 120-130 мандатов. Остальные 50-60 голосов каждый раз приходится "добирать" в ручном режиме. Хотя евроинтеграционные законы часто поддерживает оппозиция, это все равно добавляет политических рисков на будущее.
По словам Акуленко, отдельные вызовы будут заключаться в привлечении и других органов власти. В частности, когда речь идет о первом кластере "Основы". В его рамках должны быть проведены новые изменения в отношении судов, антикоррупционных органов, структур безопасности, границ и тому подобное.
Вместе с тем, внешний вызов украинской евроинтеграции пока выглядит более серьезным, хотя обоснованные надежды на его преодоление есть.
"Украина будет в Евросоюзе, с Орбаном или без, потому что это выбор народа Украины", – заявил президент Владимир Зеленский 6 октября.
***
Путь Украины в ЕС остается сложным из-за бюрократии, вето Венгрии и внутренних политических вызовов, но Киев демонстрирует решимость и прогресс в реформах. Завершение скрининга, активная работа всей исполнительной вертикали и поддержка президента и "адвокатов" Украины в ЕС создают основания для оптимизма. Однако для ускорения переговоров необходимо преодолеть принцип единодушия в ЕС, привлечь бизнес и обеспечить голоса в Раде – все это отдельные задачи со звездочкой.
При написании материала использовались заявления украинских и европейских политиков, комментарии посла Литвы в Украине Инга Станите-Толочкене, народного депутата Вадима Галайчука, исполнительного директора ОО "Украинский центр европейской политики" Любовь Акуленко, посла Кипра в Украине Михалиса Фириласа, публикации Politico, Bloomberg и Reuters.