ua en ru

Льготы на электрокары снова продлят? Кто против и какие потери для бюджета

Льготы на электрокары снова продлят? Кто против и какие потери для бюджета Электромобиль на зарядной станции (фото Getty Images)

В Украине не утихают споры о целесообразности сохранения налоговых льгот на импорт электрокаров. Верховная Рада в первом чтении поддержала продление льготного режима на 2026 год.

Окончательное ли это решение, сколько от него может потерять бюджет и кому это выгодно – в материале РБК-Украина.

В Украине при импорте электромобилей не взимаются НДС (20%) и ввозная пошлина (10%). Единственный обязательный платеж – акциз, который составляет всего одно евро за каждый киловатт-час емкости батареи. Обычно его сумма на одно авто не превышает 100 евро.

Налоговые послабления для ввоза электрокаров ввели еще в 2018 году. Сначала они действовали только год, но их неоднократно продлевали. Нынешние налоговые льготы действуют до конца 2025 года. 22 октября парламент в первом чтении поддержал их продление еще на год, но в финальном варианте бюджета это могут отменить.

Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев считает, что правка, которая продлевает действие льгот на ввоз электромобилей в Украину, во втором чтении будет отклонена, ведь она противоречит действующему законодательству.

"Во-первых, правка внесена через бюджет, что прямо противоречит сразу двум законам, а потому ко второму чтению ее нельзя будет принять. Во-вторых, эта правка касается только первого чтения, поэтому импортеры зря возлагают на нее надежды", - написал он в Telegram.

Почему льготы хотят убрать

Вопрос продления льгот на ввоз электромобилей не связан с экономической логикой, а является результатом политических торгов при принятии государственного бюджета, сказал директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн.

"Проблема в том, что не было достаточно голосов в первом чтении за проект бюджета. И нашли группу Разумкова (межфракционное депутатское объединение "Разумная политика" под руководством народного депутата Дмитрия Разумкова - ред.), которая выдвинула условием голосования правку о льготах для электромобилей", - пояснил эксперт в комментарии РБК-Украина.

Это позволит "Разумной политике" получить дополнительные 200 тысяч голосов владельцев электрокаров в Украине, считает он.

Льготы на электрокары снова продлят? Кто против и какие потери для бюджетаПроцесс зарядки электроавтомобиля (фото Getty Images)

Льготы на растаможку электромобилей потеряли смысл, ведь рынок существенно изменился по сравнению с 2017–2018 годами, когда они вводились, говорит Куюн.

"Когда вводили эти льготы, электромобили были экзотикой - дорогими и малодоступными. Китайских машин было очень мало. Сегодня цены существенно снизились, китайское правительство субсидирует своих производителей и машины стоят значительно дешевле", - добавил эксперт.

Правительство и часть нардепов выступают против продления льгот, поскольку это неоправданные потери для государства во время войны. Вместе с тем, окончательное решение будет зависеть от политической ситуации во время второго чтения бюджета, уверен Куюн.

"Прогнозировать продлят ли льготы сегодня невозможно", - подчеркнул он.

Возможное продление льгот выгодно скорее отдельным бизнес-группам, а не обществу в целом, отмечает адвокат и соучредитель проекта "Киев Автомобильный" Юрий Прохода. Льготы на ввоз электромобилей не решают социальных проблем, поскольку даже подержанные электрокары стоят 8-10 тысяч долларов.

"Это не транспорт для большинства украинцев. Это выгодно импортерам электромобилей или, возможно тем, кто устанавливает зарядные станции", - пояснил он РБК Украина.

Сколько теряет бюджет

В случае продления льгот государственный бюджет ежегодно будет недополучать до 40 млрд гривен, считает Куюн. Кроме потерь на растаможке, бюджет недополучает средства из-за дешевой ночной электроэнергии (на 50% дешевле - ред.), которой в основном заряжают электротранспорт вместо использования платных зарядных станций по коммерческому тарифу, добавляет Куюн.

Гетманцев дает более скромную оценку потерь бюджета - около 30 млрд гривен в год. "Это столько же, сколько мы собираем дополнительно с банков (налог на прибыль банков предлагают повысить с 25% до 50% - ред.)", - отметил он и добавил подобные инициативы "лишают армию значительной части доходов".

Льготы на электрокары снова продлят? Кто против и какие потери для бюджетаЗарядная станция для электромобилей (фото Getty Images)

В 2025 году импорт электромобилей вырос на 60-70 тысяч единиц, прогнозируется, что в следующем он может превысить 100 тысяч. Такая динамика только усилит давление на бюджет, если льготы останутся, дополнил свое мнение Куюн.

С ним не согласен Юрий Прохода, который считает, что спрос на электромобили может сократиться уже в ближайшее время из-за нестабильности в энергетической системе Украины.

"Какие могут быть массовые покупки электротранспорта, когда ситуация с энергетикой нестабильна. Я думаю, что будет спад спроса независимо от льгот", - добавил он.