Удары украинских дронов по российским нефтеперерабатывающим заводам привели к дефициту топлива в некоторых регионах страны. Для компенсации потерь власти РФ начали активно закупать его в Беларуси.
Какие мощности имеет нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси и какую выгоду страна получает с экспорта топлива в РФ – в материале РБК-Украина.
С августа Украина активизировала атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы, стремясь сократить доходы агрессора от экспорта энергоресурсов, а также ограничить поставки топлива для войск РФ. За последние месяцы украинские дроны атаковали по меньшей мере 15 российских НПЗ.
Объем переработки нефти на заводах РФ снизился ниже отметки 5 миллионов баррелей в сутки, такие оценки приводит Bloomberg. Исходя из объемов производства, которые были до атак, нефтепереработка в России упала на 9% или примерно на 500 тысяч баррелей в день.
Это, в свою очередь, углубило дефицит топлива внутри России. В ответ правительство РФ ввело запрет на экспорт дизельного топлива для трейдеров до конца текущего года и полный запрет на экспорт бензина продлило до конца 2025 года. В последние недели в нескольких российских регионах было введено нормирование топлива.
Для покрытия внутреннего дефицита Россия существенно увеличила импорт топлива из Беларуси. В сентябре экспорт бензина из Беларуси по железной дороге увеличился в четыре раза по сравнению с предыдущим месяцем. Поставки бензина с белорусских НПЗ на российский рынок выросли до 49 тысяч тонн, что эквивалентно примерно 14,5 тысячи баррелей в сутки, отметило издание Reuters. Поставки дизельного топлива в сентябре составили около 33 тысячи тонн.
В советское время в Беларуси был создан крупный нефтехимический комплекс. Основными предприятиями нефтеперерабатывающей отрасли Беларуси являются Мозырский НПЗ и "Нафтан" (Новополоцкий НПЗ). Совокупные мощности предприятий позволяют перерабатывать до 22 миллионов тонн нефти в год.
В 2023-2024 годах переработка нефти в Беларуси составляла примерно 15 миллионов тонн ежегодно, говорится в материале Deutsche Welle. До начала войны объемы поставок в Россию были незначительными, поскольку их рентабельность не могла сравниться с экспортом в страны ЕС и Украину. С 2022 года информация о направлениях экспорта нефтепродуктов из Беларуси остается закрытой, а покупатели - неизвестны.
Белорусский энергетический комплекс фактически уже давно не принадлежит самой Беларуси, отметил директор Ассоциации "Нефть и газ Украины" Андрей Закревский и добавил, что российские компании есть среди акционеров белорусских НПЗ.
"Там постоянно происходит балансировка между интересами местной власти, государственных компаний и России", - сказал он в комментарии РБК-Украина, добавив, что удары по трубопроводу "Дружба" повлияли на поставки российской нефти, которая поступает в Беларусь.
В нынешних условиях, когда в России наблюдается дефицит топлива из-за украинских атак на нефтеперерабатывающие заводы, Беларусь может использовать эту ситуацию как дополнительную возможность для увеличения экспорта, но не следует ожидать, что она переориентирует весь объем своего экспорта на рынок России.
Производство НПЗ распределено по долгосрочным контрактам, поэтому резко увеличить поставки в РФ они не смогут, пояснил РБК-Украина Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
"Не могут россияне прийти и сказать "нам надо, поэтому давайте качайте теперь нам". У них все долгосрочно, поэтому в этом может быть ограничение по объемам", - добавил эксперт.
Беларусь не раскрывает данных о статистике энергетической отрасли, поэтому оценить прибыль от поставок бензина в Россию фактически невозможно. Выгода для Минска - скорее ситуативная и политическая, чем реальная финансовая, отметили собеседники.
"Для Беларуси вопрос поставок нефти - не только о выгоде, а о безопасности. Страна использует энергетическое сотрудничество как элемент политической торговли в отношениях с Китаем и США", - добавил Закревский.
Топливный кризис в РФ носит краткосрочный характер и вскоре ситуация может разрешиться и без помощи белорусских НПЗ, отметил Куюн. Дефицит топлива в России возник не только из-за ударов по НПЗ, но и из-за сезонного фактора, связанного с жатвой, когда спрос на топливо значительно возрастает.
"Им нужен месяц, сейчас они там как-то протянут с дефицитом, а потом все затухнет и все забудут о том дефиците и о той Беларуси никто не будет вспоминать", - добавил он.
Напомним, что 29 сентября оккупационные власти Крыма ввелиограничения на продажу топлива - не более 30 литров на одного человека. Через несколько дней этот лимит сократили до 20 литров.
2 октября РФ возобновила поставки бензина из Беларуси через Санкт-Петербургскую биржу. С июля по сентябрь этого года на торгах было реализовано 96,9 тысячи тонн белорусских нефтепродуктов.
В материале РБК-Украина эксперты рассказали, как ВСУ уничтожает нефтепереработку России и возможен ли дефицит топлива в российской армии.