ua en ru

Геймификация, AR и ИИ. Какие тренды ломают старое образование в Украине

Геймификация, AR и ИИ. Какие тренды ломают старое образование в Украине Украинское образование меняют ИИ, 3D и геймификация (фото: Getty Images)
Автор: Павел Колесник
Эксперт: Илья Литун

Украинский EdTech-рынок после бума 2020-2021 годов перешел в фазу жесткой конкуренции. Чтобы выживать и расти, онлайн-образование должно внедрять глобальные тренды: искусственный интеллект (ИИ), геймификацию и глубокую визуализацию.

О том, как эти образовательные технологии влияют на украинский рынок, в комментарии РБК-Украина рассказал EdTech-лидер, основатель TURBO EDUCATION Илья Литун.

Искусственный интеллект в школах и 3D-уроки по биологии: как уже меняется образование украинцев

По словам эксперта, сегодня рост конкуренции в EdTech требует от компаний интегрировать актуальные образовательные тренды в свой продукт для повышения его ценности и, как следствие, снижения маркетинговых затрат на привлечение клиентов.

"Образовательные тренды уже не являются хайповыми фишками, или моментными историями. Это фундамент для EdTech-бизнесов. Не только для эдьютеймента, но и оптимизации стоимости по привлечению клиента", - говорит Литун.

Глобальные тренды EdTech

Сегодня мировой рынок онлайн-образования движут три основные тенденции, которые, хоть и приходят в Украину с небольшим опозданием, но становятся критически важными на нашем рынке.

Первая - искусственный интеллект.

"Считаю, что он должен стать незаменимым помощником для образовательных программ, чтобы создавать индивидуальный учебный контент, генерировать материалы, тесты, различные примеры. Несмотря на все споры, ИИ не заменит преподавателя в ближайшие 5-10 лет. Поскольку человеческий контекст и эмоциональная связь остаются ключевым элементом качественного образования", - уверен эксперт.

Второй тренд - стремительное развитие эдютеймента (обучение через развлечения). Он возник как реакция на вызовы удержания внимания у учеников нового поколения зуммеров и альфа. Учебный материал подается в максимально интересном, интерактивном и игровом формате для лучшего запоминания.

Третий тренд сосредоточен на глубокой визуализации и погружении в учебный материал через технологии. Это предполагает интеграцию 3D-моделей и элементов дополненной реальности (AR) в учебный процесс. Например, во время уроков по биологии, где ученики могут рассматривать анатомию человека в 3D-очках, что позволяет буквально погрузиться в мир человеческого организма и сделать процесс обучения максимально наглядным и интерактивным.

Ускорение из-за кризиса: пандемия и война

COVID и полномасштабное вторжение сыграли роль мощных двигателей, ускорив переход учеников из офлайн- в онлайн-формат обучения, говорит EdTech-лидер.

Онлайн-образование развивается стремительными шагами, что требует от компаний мгновенной адаптации и быстрого внедрения новых технологий.

В связи с диджитализацией, важные новые навыки необходимы как для студентов, так и для преподавателей. Для студентов - умение адаптировать и интегрировать ИИ, AR, геймификацию в свой учебный процесс. Для компаний - не только создавать инструменты, но и предоставлять преподавателям образовательные курсы и время для обучения этим инструментам, донося ключевую информацию о важности таких изменений.

"Во взаимодействии между частным EdTech и государственными учреждениями (университетами) сейчас наблюдается определенное противостояние. Классическое образование, обремененное бюрократическими процессами, медленнее реагирует на потребности рынка, тогда как частные компании демонстрируют большую гибкость и способность к инновациям", - говорит Илья.

Будущее EdTech: персонализация и дифференциация

По словам Литуна, украинский EdTech-рынок в течение следующих пяти лет будет углублять интеграцию ИИ и геймификацию, а также перейдет к гипер-персонализированному обучению.

Это повлияет на рост конкуренции за внимание ученика. Компаниям придется искать новые форматы контентного взаимодействия.

"В таких условиях крупные игроки продолжат свой рост, а малым будет необходимо быстро адаптироваться к технологическим трендам и четко дифференцировать собственный продукт", - отмечает основатель образовательной экосистемы.