Хотя страны ЕС и G7 договорились использовать доходы от продажи активов для поддержки военных усилий и удовлетворения финансовых потребностей Украины, Брюссель сейчас проверяет, готовы ли правительства пойти на конфискацию, и если да, то насколько далеко.
Министры иностранных дел ЕС в субботу обсудили "дальнейшие варианты использования доходов, поступающих от иммобилизованных российских суверенных активов".
Эти возобновленные усилия являются частью более широких усилий, направленных на усиление давления на Россию и укрепление позиций Украины в будущих мирных переговорах.
"Обсуждение конфискации непосредственно связано с нашим обсуждением бюджета - мы имеем дело с дефицитом финансирования около 60 миллиардов евро, которого не хватает для поддержки Украины в долгосрочной перспективе", - сказал один из чиновников ЕС.
Законно ли полное изъятие
Большинство стран ЕС отмечают отсутствие четкого правового прецедента, на котором ЕС мог бы базировать свои действия, и обратились к Европейской комиссии с просьбой дать оценку.С политической точки зрения, лидеры ЕС взяли на себя обязательства, что "в соответствии с законодательством ЕС, активы России должны оставаться обездвиженными, пока Россия не прекратит свою агрессивную войну против Украины и не компенсирует ей убытки, причиненные этой войной".
Это решение остается в силе до тех пор, пока они не решат изменить свою позицию.
Какие варианты рассматриваются
Кроме полного изъятия и использования непредвиденных доходов в текущих условиях, сейчас существуют идеи по поиску обходных путей, чтобы активы генерировали больше доходов.В этом отношении ожидается, что Европейская Комиссия в течение двух месяцев представит ряд вариантов, подкрепленных правовой оценкой.
Один из вариантов предусматривал бы передачу активов в "специальный фонд" (SPV) под управлением Брюсселя - новый фонд, который будет поддерживаться несколькими странами ЕС и странами, не входящими в ЕС.
Это позволило бы осуществлять более рискованные инвестиции, способные приносить более высокую доходность Украине.
Перевод средств в орган, который потенциально будет работать без правил единодушия, помешает Венгрии, которая, как считается, скорее всего, наложит вето на будущие санкции против России, вернуть активы Москве.