С 1 ноября 2025 года начинают действовать новые правила оформления и продления отсрочек от мобилизации. Согласно новациям, большинство отсрочек можно будет продлить онлайн, а часть из них будут оформлять в ЦНАПах, а не в ТЦК.
Кому можно не обращаться в ЦНАПы оформить отсрочку дистанционно, в комментарии РБК-Украина разъясняет адвокат адвокатского объединения Leshchenko & Partners Даниил Трясов.
Изменения в постановление Кабинета министров Украины №560 предусматривают автоматическое продление отсрочек, цифровую форму как основной способ оформления, а также перенос подачи бумажных документов в Центры предоставления административных услуг (ЦНПы), отмечает Даниил Трясов.
"По словам представителей Министерства обороны Украины, новые правила оформления и продления отсрочек делают процесс максимально прозрачным. Теперь не будет лишних бумаг и обращений, чтобы территориальные центры комплектования могли сосредоточиться на задачах мобилизации. Более 600 тысяч отсрочек продолжатся без дополнительных действий граждан и очередей в территориальных центрах", – объясняет специалист.
Более 80% отсрочек уже доступны для оформления онлайн, большинство из них будет продолжаться автоматически на основе данных, которые уже есть у государства. Сервис подачи документов на отсрочку будет доступен в любом удобном ЦНАПе.
"Главная новация заключается в том, что все отсрочки, основания для которых можно подтвердить в государственных реестрах или которые не могут измениться со временем, будут продлеваться автоматически. То есть не надо будет идти в ТЦК", – говорит собеседник.
Отсрочки автоматически продлеваются для таких категорий:
В приложении Резерв+ уже можно оформить онлайн девять типов отсрочек. Услуга доступна для таких категорий:
"Как отмечает Минобороны, перечень таких отсрочек будет расширяться. Еще два типа отсрочек появятся в приложении в ближайшее время. Получить их смогут те, кто ухаживает за отцом или матерью с инвалидностью (своими или мужа/жены), и отец или мать, которые самостоятельно воспитывают ребенка до 18 лет", – детализирует адвокат Leshchenko & Partners.
Для тех, чей тип отсрочки еще не цифровизирован, а также для тех, кто не пользуется смартфоном или имеет бумажные документы и недостаточно данных в государственных реестрах, с 1 ноября можно подать заявление об отсрочке в любом удобном Центре предоставления административных услуг (ЦПАУ).
С 1 ноября 2025 года бумажная справка об отсрочке с мокрой печатью не нужна. Теперь основным подтверждением отсрочки является электронный военно-учетный документ в приложении Резерв+.
Если нет возможности воспользоваться приложением, можно распечатать бумажную версию. Получить файл для печати можно в приложении Резерв+; через портал Дія; при необходимости - обратиться за распечаткой военного документа в ТЦК и СП (или ЦНАП, если речь идет именно о документе с отсрочкой).
До конца октября ТЦК и СП принимают заявления по старому порядку. С 1 ноября подать заявление об отсрочке можно только через Резерв+ или ЦНАП.
Чтобы оформить отсрочку, необходимо подать заявление через приложение Резерв+ или в ЦНАП (в зависимости от категории отсрочки). 80% отсрочек могут быть оформлены через мобильное приложение Резерв+. С 1 ноября 2025 года ТЦК и СП больше не будут принимать от граждан заявления об отсрочке.
Как отмечает Министерство обороны Украины, заявление об отсрочке можно подать в ЦНАПе, если не пользуетесь Резерв+ или не смогли оформить в приложении. Прежде всего поинтересуйтесь, введена ли услуга в вашем ЦПАУ. Администратор ЦПАУ сообщит вам о результате рассмотрения заявления и сможет распечатать электронный военно-учетный документ с отметкой об отсрочке.
Если в отсрочке отказано и вам нужен официальный документ об этом, он поступит на вашу электронную почту или его можно получить в ТЦК и СП с мокрой печатью.
В вопросе оформления отсрочек остается ряд неурегулированных вопросов. Например, по каким причинам законодатель так и не урегулировал на законодательном уровне приложение Резерв+, обращает внимание Даниил Трясов.
"Процедура продления и оформления отсрочки с 1 ноября осуществляется только через данное приложение, которое не закреплено на законодательном уровне. Также вопрос, действительно ли такая цифровая процедура оформления отсрочки через Резерв+ будет максимально прозрачна как отмечает Министерство обороны Украины. Само определение "Резерв+" в законодательстве отсутствует", – говорит он.
Согласно части 2 статьи 57 Конституции Украины, законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными.
В абзаце 4 части 1 статьи 22 Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации" указано следующее: "Граждане, состоящие на воинском учете, в добровольном порядке регистрируют свой электронный кабинет призывника, военнообязанного или резервиста".
"Однако понимание того, что для того, чтобы зарегистрировать такой кабинет необходимо скачать приложение Резерв+ и идентифицироваться в нем у нас есть только из заявлений и комментариев лиц, имеющих то или иное отношение к Министерству обороны Украины.
Ни одним нормативно-правовым актом этого не определено", – подчеркивает Даниил Трясов.
Напомним, с 1 ноября в Украине меняются правила оформления отсрочек, и ТЦК начнут "разворачивать" отдельных военнообязанных.
Также стало известно, кому дадут отсрочку только после визита в ЦНАП, а не в ТЦК.
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.