Рождество в Украине веками было сложной системой семейных и обрядовых практик. Часть из них стерла урбанизация и советская власть, но в Карпатах они сохранились в почти аутентичном виде - от мужских общин колядников до обрядов хозяина в доме-гражде.
Как праздновали Рождество наши предки много лет назад и какие традиции остались до сих пор, рассказывает РБК-Украина.
Для всей Украины рождественский цикл начинается со Святвечера - постного ужина с двенадцатью блюдами, среди которых обязательны кутья и узвар. Их количество традиционно связывается или с двенадцатью апостолами, или с месяцами года.
Главный символ праздника - дидух, сноп из первых или лучших колосков, который олицетворяет присутствие предков в доме и хороший урожай.
В Карпатах эти общеукраинские элементы дополнились местной горной спецификой - трембитами, мужскими общинами колядников, заговорами хозяина и особым отношением к огню и скоту.
Благодаря удаленности от крупных городов и более поздней советизации именно здесь эти практики пережили 20 век почти без разрыва.
Экспозиция, выставка, "Гуцульское Рождество" (фото: Фотографии старого Львова)
В горных селах подготовка к Рождеству начинается задолго до праздника: дом тщательно выбеливают, моют пол, меняют солому на постелях, чинят одежду.
Гуцулы и сегодня отмечают, что до Святвечера нужно дойти "чистым телом и душой" - без ссор, ругани и алкоголя, а есть до первой звезды не принято.
На Бойковщине зафиксирован обычай обвязывать стол железной цепью - "чтобы скот держался кучи и звери не рвали его летом", а также подстилать под скатерть сено как напоминание о яслях Христа и о тесной связи человека с полонинами.
Экспозиция, выставка, "Гуцульское Рождество" (фото: Фотографии старого Львова)
Кутья - главное блюдо Святвечера во всех регионах Украины, но именно в горных селах ее "поведение" превращается в целый ритуал.
На Прикарпатье до сих пор знают старый обычай "бросать кутью к потолку": хозяин или старший сын подбрасывает ложку кутьи к сволоку, а количество зерен, которые прилипли, считают знаком будущего урожая и достатка.
После ужина часть блюд, прежде всего кутью и хлеб, относят в конюшню и дают скоту. Считалось, что так хозяин "делится праздником" с теми, кто кормит семью целый год, а заодно просит защиты от болезней и бедствий на следующий сезон.
Такой "ужин для животных" известен и в других регионах, но в карпатских селах его до сих пор практикуют значительно чаще, особенно там, где сохранилось традиционное скотоводство.
Самый яркий обряд, который в почти первоначальной форме сохранился фактически только в отдельных селах Верховинщины, - гуцульская коляда. Это не просто обход домов с песнями, а сложная система, в которой задействованы вся община, церковь и даже локальное самоуправление.
В Криворивне и соседних селах коляда начинается возле церкви после рождественской Литургии. Священник благословляет колядников, а собранные ими пожертвования впоследствии направляют на восстановление храма и помощь военным или больным.
Ключевой элемент - "партии" или "лагеря": это мужские общины колядников из разных приселков. Каждая имеет собственные костюмы, строй колядок и маршрут, а обход всех домов может длиться от Рождества до Крещения.
Участие в коляде - престиж и одновременно ответственность, потому что ребят в группу принимают только после посвящения и нескольких лет "ученичества".
Отдельно этнографы выделяют обряд "коляда с топориками", сохранившийся, в частности, в Криворивне. Колядники идут по селу с резными топориками и деревянным крестом, распевая древние протяжные колядки вроде "В воскресенье рано солнце сходило", в которых сочетаются христианские и архаические космогонические мотивы.
Сопровождает все это гуцульская трембита - многометровая деревянная труба, звук которой подает сигнал о начале праздника и собирает людей в церковь или на встречу колядников.
Вертеп - рождественский театрализованный обход с пастухами, ангелами, царями и другими персонажами - известен в большинстве регионов Украины.
Однако в Карпатах он до сих пор часто имеет форму почти стихийного народного представления, где сценарий не зафиксирован, а персонажи могут реагировать на актуальные события - от войны до местных новостей.
На Гуцульщине рядом с вертепом сохранился и обряд вождения козы - маскарадное шествие с персонажем - "Козо", символизирующим плодородие и жизненную силу. В некоторых селах этот обычай практикуют именно в рождественский период, хотя в других регионах он чаще привязан к Маланке.
Еще один древний пласт мировоззрения, который ощущается в карпатском Рождестве, - культ огня.
Исследователи полонинских традиций описывают обряд "живого костра": огонь, зажженный на полонине в начале лета, считается священным и не гасится водой - ему "дают выгореть самому".
Ватаги оставляют возле конюшни дрова и продукты для случайных путешественников, а двери не запирают, чтобы зимой каждый мог найти защиту.
Хотя этот обряд напрямую связан с летним циклом, в рождественских рассказах старожилов он постоянно возникает как напоминание: огонь в печи и свечи на столе - это продолжение того же "Божьего костра", который оберегает дом и общину.
Коляда в Криворивне (фото: Ukraїner)
Несмотря на войну, миграцию и туризм, карпатские рождественские традиции не превратились окончательно в "фольклор для туриста".
В селах Прикарпатья и Закарпатья до сих пор сохраняется практика полноценного рождественского ужина с 12 постными блюдами, дидухом, ужином для скота и общей молитвой семьи.
Гуцульская коляда уже упоминается в исследованиях как элемент нематериального культурного наследия наряду с украинским борщом и писанкарством, а местные общины работают над ее охраной и популяризацией.
Для остальной Украины эти истории становятся не только туристической привлекательностью, но и напоминанием, что древнее рождественское "как было у бабушки в селе" - это не романтический миф, а живая практика, которая до сих пор держится за карпатские горы и дает ощущение преемственности украинской культуры даже во времена больших потрясений.
Вас также может заинтересовать:
Для написания этого материала были использованы следующие источники: Фотографии старого Львова, Ukraїner, Izki, Этнографический очерк "Обычаи нашего народа" А. Воропай.