Еще задолго до Григория Сковороды украинский монах Климентий Зиновьев создал сборник острых афоризмов и сатирических стихов, в которых осуждал человеческую алчность, несправедливость и лицемерие. Его творчество - это уникальный документ эпохи, который показывает, что общественные проблемы 17 века были не менее актуальными, чем сейчас.
Какие пороки общества эпохи Барокко высмеивал украинский монах в своих стихах, рассказывает РБК-Украина.
Климентий Зиновиев - украинский писатель, монах и проповедник, один из первых этнографов, священник, церковный деятель и путешественник.
Вероятно, родился на Поднепровье в середине 17 века. Некоторое время жил в Киеве, где имел отношение к духовным школам и братским монастырям.
Занимался переписыванием книг, обучением и проповеднической деятельностью, а в свободное время записывал собственные наблюдения о людях. Он много путешествовал и записывал украинские народные пословицы и поговорки. Стоит добавить, что писал он исключительно на староукраинском языке.
Его главный труд - "Сборник стихов и моральных поучений" считается одной из первых попыток создать украинскую сатиру нового времени. В ней Зиновиев описывал ремесленников, наемников-бурлаков и крестьян.
В середине 17 века, когда украинские земли жили между войнами, голодом и поисками духовного смысла, монах Климентий Зиновиев писал то, что не решались сказать вслух. Он был не знатного рода, не ученый и не господин, а скромный священнослужитель, который видел человеческую слабость вблизи - в монастырях, селах, на ярмарках.
Именно этот опыт он превратил в сборник афоризмов и сатирических стихов, ставших зеркалом общества эпохи Классицизма. В своих произведениях Климентий писал о жадных попах, напыщенных господах, лентяях и лицемерах - но делал это не с ненавистью, а с моральным состраданием и добрым юмором.
Его стихи, написанные живым народным языком, легко читались и передавали горькую правду с иронической улыбкой. Это были не просто наставления, а поэтические зарисовки из жизни, в которых читатель узнавал себя, соседа или знакомого.
Зиновиев не имел высоких покровителей, поэтому его рукопись не была напечатана при жизни. Тексты распространялись в списках, их переписывали монахи и ученики, потому что в этих строках - искренняя правда о человеке.
При жизни Зиновиев не издал ни одного сборника, и его рукописи почти никто и не видел. Только через 150 лет после его смерти в одном из черниговских монастырей украинский писатель-этнограф Александр Шишацкий-Ильич наткнулся на сборник произведений. В рукописи не было начала и конца, в целом она содержала 321 страницу.
В рукописи были: сборник стихов, который поэт готовил к печати, сборник народных пословиц и поговорок, размещенных по алфавиту и стихи, которые Зиновиев написал значительно позже.
Шишацкий передал эту рукопись Пантелеймону Кулишу, в 1859 году в "Русской беседе" вышла первая заметка "Климентий, украинский стихотворец времен гетмана Мазепы". Еще одна вышла в 1861 году в журнале "Основа" и стихи Зиновиева вызвали интерес. До печати всего сборника дело так и не дошло и существовала гипотеза, что рукопись сгорела во время пожара.
Однако в 1909 году Сергей Маслов нашел рукопись Зиновиева в фондах библиотеки Киевского университета св. Владимира, а в 1912 году Владимир Перетц опубликовал все поэтическое наследие.
Только в 1971 году Институт языкознания издал полностью всю рукопись Зиновьева, а это около 400 стихов и 24 тысячи пословиц и поговорок.
Цитаты из труда "Сборник стихов и нравственных поучений"
Напоминание, что сила без нравственности ничего не стоит.
Призыв ценить не деньги, а добрую память.
Острая сатира на человеческое лицемерие.
Мораль, которая звучит актуально и через три века.
Универсальная формула человеческого поведения, которая не стареет.
О убогих людєх
О горе бідним людєм убогим на світі,
же не могуть скутечної радості іміти.
А багатому аще і скорб часом ткнеться,
то в том же йому часі рихло і минеться.
Бо багач суддям очі мздою забиваєт
і тоєю до конця оних осліпляєт.
А убогий неборак, хоч мало споткнеться,
певне, побіденному, дармо не минеться.
Або будет в здоров'ю бідний шванкувати
іли которим іним лихом торгувати,
І єсли од багатих милості не получить,
то, хоч рад або не рад, з душею розлучить.
О боже, чому ж то ти вбогих опущаєш,
на скорб і на сльози їх оком не смотряєш?
Чи тим, же багач царство может купувати,
а ти, яко бог, можеш і нендзному дати,
А поневаж судія єст-єсь справедливий,
сотвори ж і на землі в панов суд правдивий,
Аби тя, судію, больш юж не оскорбляли
і жеби безвинне душ больш не погубляли.
Але даруй властєм мир і любов в їх серця,
молим ті ся, господи наш, од всього серця.
О Багатстве і Ніщете
Кождий би хотів собі також багатим бить,
але мусить на світі так жить, як набіжить,
І тим рогом чесатись, которим достанет -
і будет троха іміть, як робити станет.
Бо убогих повсюду больше єст найпаче,
і правдивая то річ єст, а не іначе.
Багатство кому то бог ісхочет даровать,
іний мало на тоє будет і працьовать,
А іний, хоч през ввесь вік труди полагаєт,
а єднак, побіденник, мало чого маєт,
І день од дня працюєт і не может міти,
тілько мусить, бідний, хоч і не рад, терпіти.
І подобно, то так бог восхотів іздавна,
що поставив чловєка чловєку неравна,
Бо єсли б праве могли всі багатими бить,
то нікому било би і хліба робить.
Ти же, боже, не забудь убогих до конця -
його же милості і ласці немаш конця -
А багатим повели вбогих вспомагати,
а небесним царством рач їм нагорожати,
І автора вспоможи сього як нищетна -
благодать бо і милость твоя неіщетна.
Вас также может заинтересовать:
Для написания этого материала были использованы следующие источники: Энциклопедия истории Украины, Укрлиб, Википедия, Летопись.