ua en ru

Журналист рассказал, почему успешная приватизация ОПЗ является сложнейшей задачей

Журналист рассказал, почему успешная приватизация ОПЗ является сложнейшей задачей Фото: ОПЗ

Приватизация Одесского припортового завода (ОПЗ) является сложнейшей задачей для украинской власти, учитывая проблемы и долги предприятия. К такому выводу приходит автор статьи "Одесский припортовый завод: продать нельзя оставить" Ростислав Козыренко.

"Одесский припортовый завод, легендарный гигант отечественной химической промышленности, по иронии судьбы, сегодня напоминает чемодан без ручки из старого одесского же анекдота: и нести тяжело, и выбросить жалко. Находясь в государственной собственности, предприятие ежегодно обходится налогоплательщикам в сотни миллионов гривен убытков… Для государства будет большой удачей продать завод в текущем году", - пишет автор материала.

По словам журналиста, дело не только в неэффективности работы предприятия, которое только с начала текущего года успело получить чистый убыток в 244 млн грн. К ключевым проблемам, отмечает автор, относится неблагоприятная рыночная конъюнктура, которая вряд ли даст ОПЗ в принципе выйти на позитивную динамику прибыли: цены на его ключевую продукцию в мировом масштабе демонстрируют рекордное падение, тогда как сырьевая составляющая (прежде всего, природный газ) для отечественных предприятий постоянно дорожает.

Кроме того, считает автор, в нынешних условиях завод теряет и статус перевалочной базы. "Тот самый аммиакопровод "Тольятти-Горловка-Одесса" в свете возникшего болезненного "российского вопроса" больше неактуален. На Таманском полуострове в РФ строят новый морской порт для транзита судов с аммиаком и карбамидом: проект родом из 90-х, реанимирован по понятным причинам в 2014 г. Первую очередь мощностью, равной ОПЗ (2 млн. т) планируют ввести в 2017 г., вторую еще через три года. То есть в результате возникнет не только конкурирующая "перевалка" карбамида, но и необходимое ОПЗ аммиачное сырье будет "утекать" в обход Украины", - подчеркивает журналист.

Он также указывает на проблему долгов Одесского припортового завода. "Вне зависимости от результатов конкурса по приватизации ОПЗ новому собственнику придется дополнительно к "выторгованной" сумме прибавить 250 млн долл. Именно столько с учетом штрафов и пени предприятие задолжало компании Ostchem Holding Limited Дмитрия Фирташа, что подтверждено в Стокгольмском арбитраже (200 млн долл.), а также прочим кредиторам, включая "Нефтогаз Украины" (еще 50 млн долл.)", - говорится в статье.

По убеждению автора, все перечисленные факторы негативно сказываются на инвестиционной привлекательности предприятия. "Неблагоприятная ценовая конъюнктура как на сырьевом рынке, так и на рынке продажи готовой продукции, громадные долги перед компаниями сомнительной структуры собственности, необходимость в существенных инвестициях на модернизацию – все это делает перспективу продажи ОПЗ весьма туманной", - приходит к выводу автор.