ua en ru

Выставить воспитательные ориентиры – функция государства, - Медведчук

Выставить воспитательные ориентиры - функция государства. Об этом в своем блоге заявил лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук.

В сентябре мир, а вместе с ним и Украина, отметил Международный день грамотности. К счастью, у нас пока есть для этого основания. Хотя многие со мной и не согласятся, однако на массовую неграмотность нашей стране пока грех жаловаться. В Украине задан довольно высокий стандарт: среднее образование доступно и обязательно для всех, большинство учится и дальше. Тем временем в мире менее чем 50 стран обеспечивают своим гражданам доступ хотя бы к начальному образованию. Так что у нас все не так плохо хотя бы с грамотностью.

Языковая проблема, увы, вносит свою лепту. Дети говорят в школе на одном языке, думают на другом, что, разумеется, отражается на КПД усвоения знаний. Но это, конечно, не школьная, а политическая проблема. Уж точно нельзя винить в этом людей, за копеечные зарплаты выполняющих ответственную, тяжелую и - будем откровенны - неблагодарную работу учителя. И неплохо выполняющим. Сегодня в Украине человек, не умеющий читать и писать, это экзотика, готовый сюжет для телевизионной сенсации. Куда печальнее ситуация в той сфере "производства" нового человека, которая не может опереться на формализованную школьную программу. Я говорю о воспитании.

Сказать, какого человека мы хотим получить в результате воспитательного процесса, сегодня могут в лучшем случае родители. И то не все, а, скорее, меньшинство. Между тем выставить воспитательные ориентиры - это функция государства. Того самого, которое сегодня ограничивается в школе требованиями зазубрить слова национального гимна и прослушать умеренное количество нотаций о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Но это для галочки. А основным инструментом, который неустанно работает над формированием подрастающего поколения, остается реальность: телевидение, улица, социальная среда и море информации в глобальной Сети.

Удивительное дело. С одной стороны, власть активно работает с общественным мнением, бросает немалые средства на политтехнологические манипуляции и специально создает различные партии, но при этом мысль, что гражданина можно и нужно воспитывать, почему-то не приходит в голову. Это, кстати, выдает в большинстве наших "правителей" временщиков, после которых хоть потоп.

Наша предыдущая, т.е. советская, система была куда последовательней - и в хорошем, и в плохом смысле этого слова. Идеал морального, интеллектуального и даже физического облика гражданина задавался сверху. В принципе, это правильно. Детям, а нередко и взрослым, нужны примеры для подражания, непротиворечивые системы убеждений и взглядов на мир, которые транслируются через литературу, кино, подмостки театра и эстрады, газетные полосы и речи с трибун. Любителям же США и Европы тоже стоит обратить внимание, сколько ресурсов там бросают на пропаганду "американского образа жизни" или пресловутой толерантности. Между прочим, не только на своей территории. И это еще один повод задуматься.