ua en ru

ВР приняла за основу законопроект о госпрограмме приватизации

Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект о госпрограмме приватизации. "За" проголосовало 243 нардепа.

Прогнозируемый объем поступлений в течение действия программы в государственный бюджет Украины средств от продажи и управления государственным имуществом составляет 50-70 млрд грн.

Согласно тексту законопроекта высокие темпы приватизации государственных объектов предполагается обеспечить в результате: привлечения к приватизации более широкого круга государственных объектов; упрощения процедур подготовки к приватизации объектов в целях сокращения затрат времени; введение упрощенных способов продажи государственных объектов не пользующихся спросом у потенциальных покупателей (в случае если объекты не проданы с применением других конкурентных способов), в частности образом: продажи путем снижения цены до уровня фактического спроса без ограничения минимальной цены продажи; дробления пакетов акций (менее 25% уставного капитала акционерного общества) и продажа их отдельными лотами на фондовых биржах; продажи без объявления цены.
Кроме того, проект закона предполагает, что сокращение ограничений для приватизации государственных объектов осуществляется с применением следующих способов: сокращение перечня критериев отнесения государственных объектов к таким, которые имеют общегосударственное значение и не подлежащих приватизации, с учетом реальности рисков для национальной безопасности; ограничение оснований для закрепления пакетов акций в государственной собственности, закреплению в государственной собственности может подлежать исключительно контрольный пакет акций; пересмотра перечня предприятий, пакеты акций которых размером менее 50% уставного капитала акционерного общества были закреплены (временно оставлены) в государственной собственности, с целью передачи их для приватизации; изъятия пакетов акций акционерных обществ и государственного имущества, хозяйственная деятельность которых относится к непрофильным и не основным видам деятельности, из состава государственных холдинговых компаний, национальных и государственных акционерных обществ для последующей приватизации, если указанное негативно не повлияет на эффективность их деятельности и инвестиционную привлекательность.
Для повышения уровня привлекательности приватизации для инвесторов и создания положительного имиджа приватизации в Украине и мире предполагается обеспечить: поддержку заинтересованности трудовых коллективов и руководства предприятий государственного сектора в приватизации своих предприятий путем установления приоритетов и льгот при продаже акций; передачу 5% акций объектов, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, объектов с признаками доминирования на общегосударственном рынке товаров (работ, услуг) для продажи мелкими пакетами на фондовом рынке, что создаст условия для участия в приватизации широких слоев населения и будет способствовать развитию фондового рынка.
Также, согласно тексту законопроекта, программа выполняется тремя этапами:
первый этап (2011 г.) - это период, когда создается необходимая правовая, нормативная и организационная база для перехода к приватизации на принципах новой программы; формируется массив государственных объектов, подлежащих приватизации в течение 2012 г., осуществляется предприватизационная подготовка и приватизация объект объектов группы Г на индивидуальной основе;
второй этап (2012 г.) - это этап завершения продажи объектов массовой приватизации и объектов, приватизации которая началась до вступления в силу программы; переход к приватизации на новых принципах, определенных программой; приватизация государственных объектов вместе с земельными участками, на которых они расположены; формирование массива государственных объектов, приватизация которых завершается в 2013-2014 гг.;
третий этап (2013-2014 гг) - завершение приватизации как широкомасштабного социально-экономического проекта, подготовка предложений по внесению изменений в законодательство в части определения функций органов управления для обеспечения перехода от процесса приватизации к продаже государственных объектов как функции по управлению объект объектами государственной собственности.

Кроме того, Верховная Рада Украины приняла за основу проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации относительно реализации положений государственной программы приватизации на 2011 - 2014 гг.
Законопроект №9520 направлен на усовершенствование законов по вопросам приватизации, формирования эффективной правовой базы в сфере приватизации, достижения прозрачности и открытости приватизационного процесса, обеспечения реализации новой государственной программы приватизации, требований к процессу реформирования собственности на завершающем этапе.
Соответствующие изменения предлагается внести в законы "О приватизации государственного имущества", "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе", "Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства".
В частности, предусмотрено: четкое определение объектов государственной собственности, подлежащих приватизации и способов приватизации (аукцион, конкурс с открытостью предложения цены по принципу аукциона, аукцион со снижением цены, аукцион без объявления цены, продажа на фондовых биржах), которые обеспечат упрощенную и интенсивную продажу объектов массовой приватизации, что позволит быстро реализовать объекты, которые пользуются низким спросом; введение предприватизационной подготовки государственных объектов, ранее содержавшихся в тексте программы приватизации; установление требований к уполномоченным органам управления, которые будут формировать предложения для включения обїектов на приватизацию, совершенствование норм, регулирующих решения и продажу объектов приватизации вместе с земельными участками;
особенности приватизации объектов по группам; положение относительно закрепления пакетов акций в государственной собственности, соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции в процессе приватизации и тому подобное.
Значительное внимание в проекте уделено процессу подготовки и приватизации объектов группы Г, осуществляемых на принципах индивидуальной приватизации, когда все этапы и процедуры приватизации предусматривают учет индивидуальных особенностей таких предприятий; изучение конъюнктуры рынка и спроса на конкретный объект, информационную поддержку их приватизации.
Принципиально по новому определяется понятие "контрольный пакет акций", которое будет применяться на период проведения приватизации.
Для обеспечения открытости и прозрачности приватизации усовершенствована информационная составляющая процесса приватизации.
Предусмотрено повышение уровня привлекательности приватизации для инвесторов, формирование положительного имиджа приватизации за счет оптимизации процессов приватизации, обязательств для покупателей-инвесторов с учетом мировой практики, определение перечня исключительных условий, в случае невыполнения которых договоры могут быть расторгнуты или признаны недействительными, применение исключительно экономических санкций за невыполнение инвестиционных обязательств.
Одновременно сохранены льготы и социальные гарантии для работников приватизируемых предприятий.
Для обеспечения проведения приватизации в проект включены нормы о финансовых затрат на приватизацию за счет расходов государственного бюджета.