ua en ru

В Украине есть легитимная процедура объявления импичмента президенту, - эксперт.

Если Конституционный суд (КС) решит, что указ Президента Украины Виктора Ющенко является неконституционным, то Верховная Рада может объявить импичмент главе государства, например, за попытку государственного переворота или дестабилизацию ситуации в стране. Теоретически можно привлечь В.Ющенко к уголовной ответственности. Об этом сообщил в комментарии РБК-Украина руководитель МОО "Международная Лига защиты прав граждан Украины" Эдуард Багиров. Он также разъяснил, что если КС решит, что указ президента о роспуске ВР является неконституционным, коалиция минимум 226-ю голосами народных депутатов Украины (в соответствии со ст.85 Конституции Украины) объявляет президенту импичмент и создает специальную временную следственную комиссию в составе спец. прокурора - (Р.Кузьмина) и спец. следователя. По завершению работы комиссии, решение комиссии изучает Верховная Рада Украины. При наличии оснований - 2/3 депутатов от конституционного состава (300 голосов) Верховная Рада Украины принимает решение об обвинении Президента Украины. Решение об отстранении Президента с поста в порядке импичмента принимается ВРУ не менее чем трема четвертями (то есть 338 депутатов ), после чего Конституционный Суд проверяет законность процедуры расследования комиссией ВРУ. Э.Багиров считает, что на сегодняшний день конституционная процедура отстранения Президента от занимаемой должности теоретически возможна, а практически не возможна. В то же время, отвечая на вопрос, насколько легитимны принятые на сегодня постановления ВР и Кабинета министров, эксперт отметил, что постановления Кабинета Министров полностью соответствует Конституции и законам Украины и обязательны к выполнению на территории Украины. При этом Э.Багиров отметил, что среди актов нормативного характера нужно отличать правовые акты и неправовые акты. Правовые акты - это акты, которые содержат нормы права. Они предоставляют праву формальную определенность, являются формой права как системы норм и принципов, содержат все признаки права. Он также разъяснил, что в Украине в соответствии с законами установлена система определения правовой силы тех или иных нормативных документов. Наиболее общим является разделение нормативно-правовых актов на законы во главе с Конституцией - Основным законом, который имеет наивысшую юридическую силу, и подзаконные нормативно-правовые акты. По словам Э.Багирова, высшую юридическую силу в Украине имеет Конституция. Вторым по значимости является закон Украины, принятый Верховной Радой Украины, который вступил в силу. Третьим - вступивший в силу указ Президента Украины. Четвертым - вступившее в силу постановление Верховной Рады Украины, вступившее в силу постановление высшего исполнительного органа - Кабинета Министров Украины. Поэтому, отметил эксперт, постановлением Верховной Рады Украины или Кабинета Министров Украины нельзя отменить Указ Президента Украины. Это может сделать только Конституционный Суд Украины. Потому, некоторые из принятых на предыдущей и этой неделе постановлений Верховной Рады и Кабинета Министров являются нелегитимными, подчеркнул Э.Багиров. Он также разъяснил, что постановление Феодосийского суда, который запретил финансирование досрочных выборов имеет законную силу, если оно не оспорено третьими лицами в апелляционном порядке либо оставлено в силе судом апелляционной инстанции. Решение суда, вступившее в силу, обязательно к выполнению. В соответствии со ст.482 Уголовного кодекса Украины, невыполнение должностным лицом решения суда предусматривает уголовную ответственность в виде ограничения или лишения свободы (срок максимум 5 лет). Но так как суд сам же отменил свое решение, то на сегодня оно уже не имеет никаких юридических последствий. Отвечая на вопрос, насколько легитимна на сегодняшний день работа высших органов Украины - ЦИК, Минфина, правительства по подготовке к выборам, если нет решения Конституционного суда относительно указа президента, Э.Багиров отметил, что представление в Конституционный Суд Украины (о конституционности Указа Президента Украины), которое должно быть подписано не менее 45 народными депутатами Украины (ст.40 Закона Украины "О Конституционном Суде"), не приостанавливает действие такого Указа. Поэтому, Центральная избирательная комиссия, Минфин, Кабинет Министров Украины на сегодняшний день работают в соответствии с законодательством Украины.