Следствие по делу о крушении под Смоленском самолета польского Президента Леха Качиньского получило значимые сведения, которые позволят установить важное обстоятельство для принятия решения по делу, а именно - оказывалось ли давление на командира воздушного судна при принятии им решения о заходе на посадку при видимости ниже минимума. Как сообщили РБК в управлении взаимодействия со СМИ Следственного комитета (СК) РФ, такие данные были получены в ходе следственных действий, проведенных в г.Варшаве в период с 16 по 29 апреля 2011 г. следователями СК РФ в рамках исполнения запросов о правовой помощи.
За это время с участием российских следователей по поставленным ими вопросам допрошены 20 свидетелей из числа командования 36-го специального транспортного авиаполка Военно-воздушных сил Польши, осуществлявших организацию полета и подготовку экипажа самолета Ту-154М, а также должностных лиц, ответственных за получение и предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации, необходимой для вылета и осуществления полета. В ходе данных допросов получены сведения, которые в последующем будут иметь важное значение при принятии по уголовному делу процессуального решения, отметили в СК РФ. По оценке российского следствия, по результатам работы в Варшаве получены важные сведения, которые помогут установить причину катастрофы, повлекшие ее условия, уровень подготовки экипажа воздушного судна, его моральное и психологическое состояние в ходе полета и перед вылетом из Варшавы в Смоленск.
"Тем не менее, за период работы в Варшаве российским следователям не удалось выполнить весь запланированный объем следственных действий по не зависящим от них причинам. В частности, не удалось допросить представителей канцелярий Президента Республики Польша и председателя Совета министров, которые согласовывали с российской стороной аэродром прибытия Смоленск-Северный для приема 10 апреля 2010 г. делегации во главе с Президентом Республики Польша, а вызванный польской стороной на допрос с участием российских следователей представитель канцелярии председателя Совета министров Республики Польша не был осведомлен в вопросах, касающихся организации прибытия в Смоленск делегации во главе с Президентом", - отметили в СК РФ. Таким образом, на сегодняшний день остался невыясненным ряд важных для российского следствия по данному уголовному делу вопросов, входящих в компетенцию сотрудников канцелярий председателя Совета министров и Президента Польши, заявленные в российских запросах о правовой помощи. Предполагается, что данные обстоятельства будут устанавливаться в ходе последующих визитов российских следователей в Варшаву либо в порядке исполнения запросов о правовой помощи.
Напомним, 10 апреля 2010 г. в 10:40 по московскому времени в Смоленской области при заходе на посадку в аэропорт Северный в условиях сильного тумана разбился самолет Ту-154М Президента Польши Л.Качиньского. На борту самолета находились 96 человек, 88 из них летели в составе официальной делегации. Все пассажиры самолета погибли, в том числе Л.Качиньский с супругой, высокопоставленные государственные чиновники, представители силовых органов и военного командования, известные общественные деятели Польши.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в январе 2011 г. обнародовал окончательный доклад о расследовании авиакатастрофы Ту-154М под Смоленском. Техническая комиссия МАК пришла к выводу, что непосредственной причиной трагедии стало решение пилотов не уходить на запасной аэродром вопреки неблагоприятным метеоусловиям. В числе косвенных причин была названа недостаточная подготовка борта и экипажа. Кроме того, эксперты МАК пришли к заключению, что пилоты президентского Ту-154М действовали в условиях психологического давления со стороны пассажиров лайнера, в том числе главкома Военно-воздушных сил Польши Анджея Бласика, в крови которого в ходе расследования был обнаружен алкоголь.