ua en ru

Сеть фастфудов Subway может выйти на украинский рынок весной

В Украину выходит крупнейшая в мире сеть фастфудов Subway. Об этом рассказали сразу несколько участников рынка. В центральном офисе компании подтвердили эту информацию, пишет "Коммерсант-Украина". Первое киевское заведение сети планируется открыть в II или III квартале следующего года.

Subway уже определила потенциальных партнеров-франчези, с которыми ведет переговоры. "Мы ищем партнера, который сможет взять на себя около половины от общей суммы инвестиций и сможет поддерживать финансовый баланс", - говорит специалист компании по связям с общественностью Элисон Голдберг.

Потенциальных партнеров и размер инвестиции в Subway не раскрывают. Однако, например, для открытия ресторана в России франчези понадобится 12 тыс. долл. (без учета НДС) для первоначального взноса за франшизу и около 100-200 тыс. долл. для оборудования самого ресторана, сообщает компания на своем российском сайте. Отчисления владельцу франшизы составят 8% (без НДС) от ежемесячной выручки. Минимальная площадь заведений в составе ТРЦ - около 30 кв. м, отдельно стоящего ресторана - 100-120 кв. м.

Subway - крупнейшая в мире сеть по числу заведений (35,8 тыс. ресторанов), обогнавшая McDonald`s в прошлом году. Правда, по размеру выручки Subway занимает лишь четвертое место - 15,2 млрд дол. в 2010 году (для сравнения у McDonald`s - 24 млрд долл.).

Subway, в отличие от McDonald`s, развивается только по франшизе. Наибольшие темпы роста в Европе у компании в России, где сеть открыла свою франшизу в 1994 году. В начале ноября общее количество точек достигло 286, тогда как у McDonald`s - 282. В России сеть начала активно развиваться в последние пять лет, отмечает директор российской консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. "Subway быстро расширяется благодаря грамотным маркетинговым технологиям. У них очень выгодная и недорогая франшиза и активный менеджмент",- добавляет он. Только за прошлый год сеть открыла 95 новых точек в России. Планируется, что в 2015 году в этой стране будет до 1,3 тыс. ресторанов. "В связи с простотой приготовления блюд - никакой варки или жарки, мы можем работать на множестве площадей, начиная с маленького уголка в торговом центре и заканчивая речными судами", - отмечает Голдберг.

Subway популярна среди потребителей за счет недорогих бутербродов, которые можно есть на ходу, говорит Андрей Петраков. К тому же их продукция позиционируется как полезная свежая еда, отмечает он. Впрочем, в McDonald`s уверены, что в Украине коммуникационная платформа здоровой пищи не поможет сети обойти McDonald`s. "Согласно нашим исследованиям, именно украинские потребители воспринимают еду из McDonald`s как здоровую и качественную",- отмечает руководитель департамента по связям с общественностью McDonald`s в Украине Михаил Шуранов.

Основной проблемой сети станет отсутствие подходящих коммерческих площадей - концепция Subway предполагает работу исключительно в стационарных точках, уверена гендиректор консалтингового агентства "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. "Фастфуд будет прибыльным, если проходящий около него поток людей превысит 2 тыс. человек в час", - поясняет она.

Другой проблемой для международных сетей может стать нестабильная экономическая ситуация в стране, говорит владелец франшизы сети Double Coffee в Украине Дмитрий Харченко. "До недавнего времени мы вели переговоры с американской сетью Red Lobster. После ареста экс-премьера (Юлии) Тимошенко, когда Европа начала выражать недовольство действиями украинских властей, сеть предложила отложить выход в Украину", - рассказывает Харченко.

Тем не менее в Subway рынок считают перспективным. "У нас есть специальная формула и каталог франшиз, по которой мы оцениваем потенциал для развития по франшизе. Украина показала хорошие результаты",- отмечает Голдберг. По оценкам Ольги Насоновой, украинский рынок заведений низкоценового сегмента (средний чек - до 50 грн) пока насыщен всего на 60-65%. "Средняя посещаемость фастфуда в Европе - около 6% от потока людей, проходящих мимо точки. В Украине этот показатель пока гораздо ниже",- отмечает она. Рынок фастфудов в Киеве Насонова оценивает в 40-45 млн долл. Из них около 30% занимает McDonald`s. О выходе в Украину заявляли также международные сети KFC и Burger King.