ua en ru

Регулятор должен определять норму прибыли для RAB, - Энергосообщество

Регулятор должен определять норму прибыли для RAB, - Энергосообщество Фото: Янез Копач (Энергореформа)

Эксперт прокомментировал ситуацию вокруг RAB-регулирования

Вопрос об установлении нормы прибыли регуляторной базы активов (RAB) находится в компетенции национального регулирующего органа в области энергетики, поскольку это непростая проблема, которая требует высокоспециализированных экспертных знаний для оценки сложных целей политики регулирования. Такое мнение высказал директор Секретариата Энергетического сообщества Янез Копач, передают "Украинские новости".

"При использовании RAB регулирующий орган, используя соответствующую методологию, определяет критерии и процедуру установки уровня доходности (средневзвешенная стоимость капитала, WACC)", – сказал Копач.

Он также подчеркнул, что RAB-регулирование является самым популярным подходом к регулированию тарифов на доступ и использование энергетической инфраструктуры. При этом цена приобретаемой и проданной энергии должна устанавливаться на конкурентном рынке, тогда регулирование применяется только к сетевым тарифам и сборам, подчеркнул он.

"Согласно Договору об учреждении Энергетического сообщества, тарифная методология должна обеспечивать жизнеспособность сети и ее развитие. В долгосрочной перспективе адекватная ценовая политика должна способствовать повышению операционной эффективности, качества обслуживания и обеспечению надлежащего функционирования сети", – сказал Копач, комментируя будущие последствия RAB-регулирования.

По его словам, несмотря на кажущееся сильное влияние такого регулирования на уровень прибыльности бизнеса, в действительности использование лишь RAB-регулирования не дает никаких гарантий для инвестора и субъектов хозяйствования, поскольку на решение инвесторов влияет комплекс правовой среды и методологии регулирования.

"RAB-подход обычно применяется в регулировании энергетического сектора, поскольку он позволяет инвестору поддерживать и возвращать свои инвестиции и возмещать другие законные издержки, а также дает возможность регуляторам вводить режимы стимулирования, которые влияют на инвестиционные решения с целью повышения операционной эффективности и социального благосостояния", – пояснил Копач.

Как сообщалось, нормативная база, необходимая для перевода энергоснабжающих (облэнерго) и водоснабжающих (водоканалы) компаний на стимулирующее регулирование (RAB-регулирование) вступила в силу с 11-12 января 2018 года.

Ряд облэнерго уже заявили о подготовке к переходу на RAB-регулирование с 1 апреля. В частности, "Черниговоблэнерго", "Львивоблэнерго", "Прикарпаттяоблэнерго", "Сумыоблэнерго" и "Винницаоблэнерго" сообщили о том, что уже провели необходимые для перехода общественные слушания 29 января-1 февраля.

По словам главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, после введения стимулирующего тарифообразования тарифы на электроэнергию в Украине останутся самыми низкими для всех стран Европы.

В Кабинете министров заявили о поддержке внедрения RAB-регулирования, но в то же время призвали НКРЭКУ пересмотреть предлагаемую этим госорганом методику.